Примерное время чтения: 7 минут
1812

«Иркутску повезло от невезения».Михаил Казиник - о школе будущего и бизнесе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. «АиФ в Восточной Сибири» 26/07/2017
Михаил Казиник.
Михаил Казиник. / Ксения Мирная / АиФ

Искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссёр, просветитель - всё это о Михаиле Казинике, которого по-хорошему хочется назвать «человек-оркестр». И не только за то, что он, виртуозно сыграв на рояле, с любовью берёт в руки скрипку - Казиник одинаково страстно может говорить как о музыке, так и о литературе, и образовании.

Досье:
Михаил Казиник Родился в 1951 году в Ленинграде, в 1953 году его семья переехала в Витебск. Окончил Белорусскую государственную консерваторию, работал солистом и музыковедом в Белорусской государственной филармонии. В 1991 году переехал в Стокгольм. Сейчас живёт в Швеции, владеет двумя паспортами – белорусским и шведским. Даёт концерты по всему миру. Рассказывает, что за последние пять месяцев пролетал на сорока самолётах, пересёк двадцать часовых поясов.
Кажется, что даже тот, кто никогда не слышал фамилии Казиника, узнал о нём после эмоциональной речи в Совете Федерации в середине июня. «Любая страна велика тем, что она внесла в копилку цивилизации, а не тем, сколько колбасы съела», - кричал Михаил Семёнович ошарашенным сенаторам и депутатам.

Возможность услышать пламенные речи просветителя о культуре появилась и у простых иркутян: в 20-х числах июля музыкант впервые приехал в Приангарье. Притом с большими планами. Казиник уже прочитал несколько лекций, провёл творческую встречу, выступил перед предпринимателями на Байкале, а 27 июля собирается дать большой музыкальный концерт в Иркутске. В первые же дни своего визита в Иркутскую область выдающийся искусствовед пришёл в пресс-центр газеты «АиФ в ВС», чтобы побеседовать с журналистами о культуре, юном поколении и любви иркутян к большому искусству. Корреспондент издания записал самые интересные мысли философа.

Об Иркутске и великих русских «спонсорах»

По моим данным, Иркутск - один из уникальных городов страны с точки зрения генофонда. Иркутску повезло от невезения, потому что когда-то поселенцы улучшили здесь генетический код - те, кто после ГУЛАГА не поехал ни в Москву, ни в Ленинград, потому что там слишком страшно, потому что ещё свежи воспоминания о том, как их брали, как чёрный воронок их увозил, о том, как их жёны отказывались от них, чтобы жить дальше с детьми. Многие из этих людей остались в Иркутске и создали новые семьи. В результате какой-то процент иркутян происходит от тех духовно голубых кровей, которые не вернулись в столицы, но которые в своё время составляли цвет русской интеллигенции, русской элиты.

Второе, что я знал: здесь было очень сильное купечество. Эти люди быстро поняли, что они не купцы только, а интеллигенты русские. Все эти Мамонтовы, Третьяковы, Дягилевы - великие русские спонсоры в лучшем смысле этого слова. Здесь оказалась целая когорта таких. В Иркутске их было не меньше, чем во всей остальной стране, - людей, которые помогали. У вас и музей есть имени такого человека (мецената Владимира Сукачёва. - Прим. ред.), можно написать тома только о том, что он сделал для города.

Зная это, зная уникальность архитектуры, местоположения, я был очень удивлён: у меня стоит очередь из стран и городов мира, в которых меня ждут, а я не успеваю туда приехать. И вдруг из Иркутска - ничего и никогда. Но когда смотрю на карту, понимаю: не дошло ещё - слишком далеко. Так далеко, что не знают. Я терпеливо понимал, что в Иркутск не придётся ехать. И тут приглашают…

Мне давно интересно было, что же такое этот легендарный Иркутск? Знаю, что здесь обязаны быть очень интересные люди, которые «законсервировались» вдали от каких-то там центров. Я побывал тут у Олега Беседина - гениального художника, о котором почти никто в Иркутске и не знает. А он иркутянин. Придётся мне вам открывать великого художника, и я говорю: быстрее покупайте его картины, потому что это вложение. Банк - не вложение, они все «лопнут», а картины великого иркутянина, в которых отражён Иркутск, (притом какой! - тот, о котором можно только мечтать), останутся. Когда люди увидят картины Беседина, они захотят в Иркутск немедленно.

О любви иркутян к Денису Мацуеву

Уже третий раз в Иркутске мне говорят, о том, что здесь выстраиваются ночные очереди за билетами на концерт Дениса Мацуева. Я даже не хочу здесь, на родине Дениса, говорить о том, почему выстраивается эта очередь, но вы можете мне поверить, что в мире и даже в России есть и другие пианисты? Завтра к вам приедет великий музыкант Алексей Володин, у которого каждый звук может поразить сердце, в которого можно влюбиться мгновенно, - и ни в какую очередь люди не встанут.

Я не говорю (не дай бог!), что Мацуев плохой пианист. Он талантливейший, яркий, артистичный, спортивный, с хорошей биографией, дружит с президентом, но он - один из хороших пианистов, а многие иркутяне идут не на его фортепьянную музыку, а конкретно на него. Ночная очередь на Мацуева не показатель великой культурной потребности иркутян. К примеру, на меня очереди нет, а я во всём мире выступаю - не попасть ни в Америке, ни в Англии, ни в Риге, где даю пять концертов, а население всего 450 тыс. человек.

У вас в городе есть ещё один потрясающий пианист Константин Сероватов, я с ним встретился на репетиции, надавал ему нот на 10 концертов, и он играл без единой ошибки, потрясающе. Он харизматик - вы взорвётесь криком, если услышите его, зал встанет, цветы все женщины принесут. Только ему не перед кем играть. Он говорит: «Я учу огромную напряжённую программу ради одного концерта. Я знаю, что есть 250-300 человек, которые на меня придут». А он много лет живёт в Иркутске. Начните с ночных очередей на него.

О школе будущего и детстве нобелевских лауреатов

Нужно как можно быстрее - и я сейчас лихорадочно пытаюсь это сделать - поменять школу. Причём поменять радикально. Мы копируем западные образцы, но, ребята, не надо этого делать: там часто дети после четырёх лет обучения не умеют читать, писать и логически мыслить.

У меня в России есть школа в Челябинске. Это школа другого сознания, комплексно-волнового, ассоциативного мышления. А то у нас учитель географии пришёл рассказывать географию Португалии, а на истории была история Франции. Объясните, почему детям на одном уроке рассказывают про Португалию, а на другом - про Францию. Почему не рассказать на всех уроках про одну страну? Почему не собраться двум учителям, ведь история - это время, а география - место, а наука и искусства - это заполнение места и времени?

Я встречался в Иркутске с бизнесменами, которые хотят открыть школу будущего, но не знают, какую. Рассказал про свою: у меня в школе предмет ведёт не один учитель, который бегает из класса в класс, не зная, что у них там было раньше, а несколько учителей, которые за неделю дают детям ассоциативное мышление - то есть нобелевское, учат детей выявлять ассоциативные связи.

Когда меня пригласили стать музыкальным экспертом Нобелевского концерта, я воспользовался этим, чтобы каждого нобелевского лауреата опросить относительно детства, и выяснил простую вещь: у всех в детстве были Моцарт, Гайдн, Бетховен, Чайковский, Рахманинов. Просто донельзя. А у нас что такое Рахманинов? Урок пения? Вы думаете, нобелевские лауреаты пели в детстве? Нет, они слушали музыку!

О бизнесе и эстетической идее

Меня пригласили выступить на международной конференции бизнесменов на Ольхоне. На какие темы я решил с ними общаться? На серьёзные. Есть три вида бизнеса. Первый - бандитский, когда на рубль вложения заработаешь сто миллионов, но тогда плохо спишь и импотенция развивается (потому что какая тут любовь, когда в любой момент могут посадить?!). Второй вид бизнеса - когда на рубль получаете 20 копеек, а инфляция - 40 копеек. Тогда вы теряете 20 копеек. А есть третий вид бизнеса, когда в основе лежит эстетическая идея - идея красоты. Я понимаю, что это звучит дико и нелепо для нынешнего уха.

Приведу простой пример: мы строим мост. Вопрос: хорошо строить мост или плохо? Вопрос неправильный. Все скажут: хорошо. А я скажу: всё зависит от того, куда ехать и кто там живёт на том острове, куда ведёт это сооружение. Если там живёт разбойник, то каждый день строительства моста приближает нас, идущих по нему и ждущих окончания строительства, к смерти. А если вы строите мост и на другом конце - концертный зал, то каждый день приближает нас к счастью.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах