Долгое время считалось, что духовой оркестр – это только торжественные марши и военная музыка. Однако за последние несколько лет такое однобокое мнение полностью изменилось. Подтверждением стал V Всероссийский фестиваль-конкурс духового инструментального исполнительства «Сибирские фанфары», который на прошлой неделе прошёл в Иркутске.
В минувший четверг, несмотря на рабочий день, зал музыкального театра имени Н. Загурского был полон – здесь проходил гала-концерт духовых коллективов и солистов. Многие зрители пришли в театр с семьями и друзьями. Сказать, что музыкантов приняли тепло и сердечно, – наверное, ничего не сказать. Каждое выступление они сопровождали бурными аплодисментами. Было очевидно, что вечер духовой музыки запомнится всем надолго.
Горячо приняли и победителя гран-при – кларнетиста Игоря Завьялова. В 26 лет Игорь успевает не только работать в оркестре Красноярского театра оперы и балета, но и преподавать в музыкальной школе.
Красивый, но капризный
«Конечно, не буду врать, что у меня всегда всё было гладко. Приходили даже мысли, чтобы перейти на другой инструмент: кларнет мне немножко поднадоел. Хотел заниматься на трубе, несмотря на то что она сложнее: у неё звук создаётся через губы, а в моём инструменте – через трость, – объяснил Игорь. – К счастью, педагог меня переубедил. Теперь я не расстаюсь с кларнетом. Понял, что это – мой инструмент и на другом играть не хочу».
Он очень увлечённо и интересно рассказывает о своём любимом инструменте. Например, для меня стало открытием, что кларнет был «королём джаза» до того, как в нём воцарился саксофон, но всё равно остался в джазе, потому что заменить его ничем нельзя, у него свой замечательный колорит и красивое звучание.
Кстати, кларнет очень капризный инструмент. Для того чтобы он звучал правильно и красиво, нужно подобрать определённые «запчасти», благодаря которым и создаётся звук. Но если для большинства духовых требуется только мундштук, то для кларнета ещё нужно тщательно выбрать и трость. Благодаря её колебаниям под воздействием проходящего воздуха этот инструмент и «звучит». Однако с ней у музыкантов всегда много проблем. Всё потому, что сделана она из тростника – очень хрупкого и тонкого материала. Чуть погода поменялась – беги за новой тростью. А из-за постоянных сибирских морозов её приходится менять очень часто: она постоянно сохнет и портит звук.
А ещё оказалось, что кларнет может не только красиво звучать, но и лечить астму. Часто родители приводят своих детей в класс духовых инструментов ради оздоровления. Благодаря хорошей дыхательной гимнастике заметно улучшается самочувствие и уменьшается количество приступов. Однако перед тем как повести ребёнка в музыкальную школу, Игорь советует проконсультироваться у врача-пульмонолога, чтобы исключить все противопоказания.
Чего боится кларнет?
Как и в любом другом творчестве, в духовом исполнительстве есть свои проблемы. Как рассказал Игорь, несмотря на хорошую финансовую поддержку от государства, наши духовые музыканты сильно отстают от западных, где они даже инструменты делают «под себя». Например, в Европе есть специальные музыкальные фабрики, на которых устраивают настоящие «медосмотры» для духовиков: измеряют длину пальцев, изучают дыхание. У нас, к сожалению, такого нет – приходится самим подстраиваться под инструмент.
Кроме того, многие инструменты просто не подходят для нашего климата. К ним относится и кларнет. Из-за сильных морозов у него не только сохнет трость, он может просто лопнуть, если из холода зайти в тёплое помещение и сразу начать играть. Поэтому оркестру приходится приезжать пораньше на репетицию: музыканты должны успеть отогреть свои инструменты.
«Конечно, если у меня сломается кларнет, то могу отнести его в ремонт. Однако после этого он может играть ещё хуже. Придётся театру покупать новый инструмент, а стоит он недёшево – 300-350 тысяч рублей. Есть, кстати, и дороже», – говорит кларнетист.
В музыкальной школе Игорь учит юных коллег играть на саксофоне. Он говорит, что сейчас этот инструмент намного больше интересен молодёжи, чем, например, гитара или барабаны. Такая популярность вредит самим саксофонистам: в последнее время их стало настолько много, что не все могут найти работу. Ситуация усложняется ещё и тем, что саксофон не входит в состав симфонического оркестра. Вот и приходится музыкантам в лучшем случае преподавать в музшколах, а в худшем – выступать в ресторанах, подземных переходах или метро.
Зато в духовых оркестрах всегда нуждаются в тех, кто играет на гавоте, фаготе и валторне. Всё потому, что в музыкальных школах играть на них практически никого не обучают: уж больно они сложные. Поэтому музыкантам приходится с нуля познавать эти инструменты в училище, однако не все доходят до конца курса: многим не хватает таланта и трудолюбия.