«Я не умею рисовать», - признаётся Варвара Штерн, молодой фотограф, член союза фотохудожников России и Иркутского фотографического общества. Произнося это, девушка явно лукавит - она рисует профессионально, просто делает это не кистью и красками, а с помощью камеры. Бегло взглянув на некоторые её работы, сначала не понимаешь: снимок это или картина.
Пример - кадр, который Варвара назвала «Утро». На нём силуэт двух рыбаков, в маленькой лодке. Над ними висит «молочный» туман, а сами мужчины и их судёнышко бросают акварельную тень на воду. Сложно поверить, что этот снимок иркутянка сделала на пёстром индийском Гоа, притом мимолётно, когда проплывала мимо рыбаков на корабле.
«Утро» стало центральной фотографией выставки Варвары «Тишина», которая 10 сентября открылась в иркутской галерее Виктора Бронштейна. Над экс-позицией девушка работала полтора года. Здесь 36 работ: три цветных, остальные чёрно-белые. Все выполнены в минималистичном стиле. Как говорит художница, минимализм - стиль её жизни, она всегда старается избавиться от лишнего и обрести ту самую тишину. В этом, как признаётся девушка, ей помог переезд из города в деревню, которая и вдохновляет фотохудожницу на многие работы.
Пейзажи, которых нет
Варвара ведёт корреспондента «АиФ в ВС» по экспозиции: «Этот снимок (на нём мужчина едет на коне по полю) сделан в Беларуси из окна такси, а этот, с чайкой, которая «делает сальто», пытаясь вытащить рыбу из озера, - в Монголии». Хотя большинство кадров на выставке - это Ангара, Байкал, остров Ольхон, Мамоны и Максимовщина - место, где живёт сейчас художница.
- Редкий житель Максимовщины узнает своё село на ваших снимках…
- Я тоже так думаю. Но у меня нет цели показать зрителю какую-то конкретную локацию или рассказать какой-то сюжет. Мои фотографии - это истории обо мне, они не про реальность, которая меня окружает, а про то, как я вижу её через фотографию.
- У вас есть любимый снимок из тех, что на выставке?
«У меня нет цели показать зрителю какую-то конкретную локацию. Мои кадры - это истории обо мне. Они не про реальность, которая меня окружает, а про то, как я вижу её».
На выставке есть ещё такие сложенные из нескольких снимков фотографии. Конечно, большинство работ - это обычные кадры, но есть и собранные в графическом редакторе. Я этого не стесняюсь, ведь я не копирую реальность, а её создаю в своих работах. Мне нравится не просто снимать, а именно как-то «режиссировать» изображение. Графические редакторы - это та самая режиссёрская работа.
- Знаю, что раньше вы работали в других стилях. Как пришли к минимализму, который отличает вас от многих других авторов сегодня?
- Я и фотографом стала не сразу: по первому образованию я фельдшер, по второму экономист. Бухгалтером, например, работала, искала себя. Сейчас я занимаюсь только фотографией. Поначалу мне нравилась студийная съёмка, игра со светом и тенью, но я интроверт, закрытый человек, мне сложно работать с людьми, а студия - это человек. Снимала и репортажи, когда люди своим делом заняты, а я стою в сторонке и ловлю хорошие моменты. В какой-то момент я почти полностью отказалась и от этого, стала фотохудожником и нашла в себе этот минимализм, графику и монохром. Они, скорее всего, всегда во мне были. Когда я вижу где-то кадр, я мысленно перевожу его в чёрно-белую гамму и убираю лишние детали, если они мешают.
Вдохновение - в природе
- Ваши фотографии выставлялись в Москве и Стамбуле, их печатали в российских и международных журналах, выбирали лучшими на конкурсах. Насколько легко автору из провинции продвигать своё творчество?
- В Стамбуле была выставка Иркутского фотографического общества, она готовилась целый год. Тогда как раз начались проблемы в отношениях с этой страной, дело дошло до президентов. За границей выставляться тяжело, но даже здесь, в Иркутске, бывает непросто показать своё искусство зрителю. Например, «Тишина» зависла на полгода из-за пандемии. Когда будет следующая выставка, тоже неизвестно: сейчас я готовлю проект для столицы Монголии Улан-Батора, веду переговоры. Они занимают много времени. Чтобы доносить своё творчество до людей, тем более, не в тех краях, где живёшь, мало быть хорошим фотографом, нужно ещё и уметь договариваться.
- Искусство сейчас хорошо продаётся?
- Да, люди покупают фотоработы и достаточно хорошо. Но дело часто не в самой работе, а в имени художника. Хорошо продаётся тот, кто сумел заработать себе имя.
- Насколько зритель сейчас готов воспринимать такие минималистичные кадры, где на «холсте» может быть одна лишь тёмная линия - ветка дерева или околица, за которой простирается Байкал. Кажется, наш глаз не привык к минимализму, вокруг нас яркие цвета, подчас хаотичная застройка, обилие пёстрой рекламы…
- На самом деле, людям нравится эта пустота, этот воздух. Тишина, которую я снимаю, выражена в природе, а мы все часть природы, поэтому нам такое близко. Этой тишины не хватает в городской суете, когда мы все куда-то бежим в ритме «работа - дом». Люди придут на выставку и, надеюсь, почувствуют умиротворение, смогут расслабиться и задуматься о том, в каком месте они живут, какое пространство их окружает. Один из зрителей как-то сказал мне, что в фотографиях есть загадка, какая-то тайна, которую хочется разгадать.
В городе, где всё мельтешит, поймать минималистичный графический кадр сложнее, чем в деревне, но от этого только интереснее. В прошлом году, когда я начала плотно заниматься такими фотографиями, кончилась зима, и я подумала: «Что же теперь буду снимать?» На самом деле, сюжетов оказалось много даже в шумном городе. Хотя, конечно, больше вдохновения я «ловлю» в природе: в пустыне, полях, в воде и снегу.
- В обычной жизни, не в творческой, вы таких же принципов придерживаетесь?
- Да, я веду аскетичный образ жизни, в котором нет ничего лишнего, мне вечно всё мешает. Моё рабочее место, когда я сажусь за компьютер, должно быть идеально чистым и пустым. У меня в доме всегда тихо, не работает телевизор, нет музыки, тишина - вот моя музыка. Я постоянно стараюсь избавляться от ненужных вещей, только в такой обстановке мне комфортно.
Мне кажется, такой минималистичный образ жизни становится популярным, люди хотят очистить сначала свою квартиру, а потом и мысли от ненужного.