Примерное время чтения: 8 минут
725

Тишина, которую я снимаю. Интервью с фотографом-минималистом из Иркутска

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. «АиФ в Восточной Сибири» 16/09/2020
Варвара Штерн / Фото автора

«Я не умею рисовать», - признаётся Варвара Штерн, молодой фотограф, член союза фотохудожников России и Иркутского фотографического общества. Произнося это, девушка явно лукавит - она рисует профессионально, просто делает это не кистью и красками, а с помощью камеры. Бегло взглянув на некоторые её работы, сначала не понимаешь: снимок это или картина.

Снимок «Утро», сделанный в Индии, напоминает картину, написанную акварелью.
Снимок «Утро», сделанный в Индии, напоминает картину, написанную акварелью. Фото: Фото автора/ Варвара Штерн

Пример - кадр, который Варвара назвала «Утро». На нём силуэт двух рыбаков, в маленькой лодке. Над ними висит «молочный» туман, а сами мужчины и их судёнышко бросают акварельную тень на воду. Сложно поверить, что этот снимок иркутянка сделала на пёстром индийском Гоа, притом мимолётно, когда проплывала мимо рыбаков на корабле.

Фото: Фото автора/ Варвара Штерн

«Утро» стало центральной фотографией выставки Варвары «Тишина», которая 10 сентября открылась в иркутской галерее Виктора Бронштейна. Над экс-позицией девушка работала полтора года. Здесь 36 работ: три цветных, остальные  чёрно-белые. Все выполнены в минималистичном стиле. Как говорит художница, минимализм - стиль её жизни, она всегда старается избавиться от лишнего и обрести ту самую тишину. В этом, как признаётся девушка, ей помог переезд из города в деревню, которая и вдохновляет фотохудожницу на многие работы.

Пейзажи, которых нет

Варвара ведёт корреспондента «АиФ в ВС» по экспозиции: «Этот снимок (на нём мужчина едет на коне по полю) сделан в Беларуси из окна такси, а этот, с чайкой, которая «делает сальто», пытаясь вытащить рыбу из озера, - в Монголии». Хотя большинство кадров на выставке - это Ангара, Байкал, остров Ольхон, Мамоны и Максимовщина - место, где живёт сейчас художница.

- Редкий житель Максимовщины узнает своё село на ваших снимках…

- Я тоже так думаю. Но у меня нет цели показать зрителю какую-то конкретную локацию или рассказать какой-то сюжет. Мои фотографии - это истории обо мне, они не про реальность, которая меня окружает, а про то, как я вижу её через фотографию.

- У вас есть любимый снимок из тех, что на выставке?

- Фото «Легенда», я называю его по-настоящему моим кадром. Это придуманный сюжет, такого пейзажа нет и никогда не было на планете Земля, он составлен из четырёх фотографий. Здесь я сложила в пазл себя. Мой внутренний мир отображает двойственность двух деревьев (одно на снимке тоненькое и низкое, а второе раскидистое. - Прим.ред.) и следы, которые направлены сюда из ниоткуда. Этот кадр мне почему-то очень интуитивно близок.

«У меня нет цели показать зрителю какую-то конкретную локацию. Мои кадры - это истории обо мне. Они не про реальность, которая меня окружает, а про то, как я вижу её».

На выставке есть ещё такие сложенные из нескольких снимков фотографии. Конечно, большинство работ - это обычные кадры, но есть и собранные в графическом редакторе. Я этого не стесняюсь, ведь я не копирую реальность, а её создаю в своих работах. Мне нравится не просто снимать, а именно как-то «режиссировать» изображение. Графические редакторы - это та самая режиссёрская работа.

- Знаю, что раньше вы работали в других стилях. Как пришли к минимализму, который отличает вас от многих других авторов сегодня?

- Я и фотографом стала не сразу: по первому образованию я фельдшер, по второму экономист. Бухгалтером, например, работала, искала себя. Сейчас я занимаюсь только фотографией. Поначалу мне нравилась студийная съёмка, игра со светом и тенью, но я интроверт, закрытый человек, мне сложно работать с людьми, а студия - это человек. Снимала и репортажи, когда люди своим делом заняты, а я стою в сторонке и ловлю хорошие моменты. В какой-то момент я почти полностью отказалась и от этого, стала фотохудожником и нашла в себе этот минимализм, графику и монохром. Они, скорее всего, всегда во мне были. Когда я вижу где-то кадр, я мысленно перевожу его в чёрно-белую гамму и убираю лишние детали, если они мешают.

Вдохновение - в природе

- Ваши фотографии выставлялись в Москве и Стамбуле, их печатали в российских и международных журналах, выбирали лучшими на конкурсах. Насколько легко автору из провинции продвигать своё творчество?

- В Стамбуле была выставка Иркутского фотографического общества, она готовилась целый год. Тогда как раз начались проблемы в отношениях с этой страной, дело дошло до президентов. За границей выставляться тяжело, но даже здесь, в Иркутске, бывает непросто показать своё искусство зрителю. Например, «Тишина» зависла на полгода из-за пандемии. Когда будет следующая выставка, тоже неизвестно: сейчас я готовлю проект для столицы Монголии Улан-Батора, веду переговоры. Они занимают много времени. Чтобы доносить своё творчество до людей, тем более, не в тех краях, где живёшь, мало быть хорошим фотографом, нужно ещё и уметь договариваться.

- Искусство сейчас хорошо продаётся?

- Да, люди покупают фотоработы и достаточно хорошо. Но дело часто не в самой работе, а в имени художника. Хорошо продаётся тот, кто сумел заработать себе имя.

Фото: Фото автора/ Варвара Штерн

- Насколько зритель сейчас готов воспринимать такие минималистичные кадры, где на «холсте» может быть одна лишь тёмная линия - ветка дерева или околица, за которой простирается Байкал. Кажется, наш глаз не привык к минимализму, вокруг нас яркие цвета, подчас хаотичная застройка, обилие пёстрой рекламы…

- На самом деле, людям нравится эта пустота, этот воздух. Тишина, которую я снимаю, выражена в природе, а мы все часть природы, поэтому нам такое близко. Этой тишины не хватает в городской суете, когда мы все куда-то бежим в ритме «работа - дом». Люди придут на выставку и, надеюсь, почувствуют умиротворение, смогут расслабиться и задуматься о том, в каком месте они живут, какое пространство их окружает. Один из зрителей как-то сказал мне, что в фотографиях есть загадка, какая-то тайна, которую хочется разгадать.

В городе, где всё мельтешит, поймать минималистичный графический кадр сложнее, чем в деревне, но от этого только интереснее. В прошлом году, когда я начала плотно заниматься такими фотографиями, кончилась зима, и я подумала: «Что же теперь буду снимать?» На самом деле, сюжетов оказалось много даже в шумном городе. Хотя, конечно, больше вдохновения я «ловлю» в природе: в пустыне, полях, в воде и снегу.

- В обычной жизни, не в творческой, вы таких же принципов придерживаетесь?

- Да, я веду аскетичный образ жизни, в котором нет ничего лишнего, мне вечно всё мешает. Моё рабочее место, когда я сажусь за компьютер, должно быть идеально чистым и пустым. У меня в доме всегда тихо, не работает телевизор, нет музыки, тишина - вот моя музыка. Я постоянно стараюсь избавляться от ненужных вещей, только в такой обстановке мне комфортно.

Фото: Фото автора/ Варвара Штерн

Мне кажется, такой минималистичный образ жизни становится популярным, люди хотят очистить сначала свою квартиру, а потом и мысли от ненужного.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах