В прошлом году в литературной жизни России появилась новая премия. Её учредили Российский книжный союз и правительство Иркутской области в память о нашем прославленном земляке Валентине Распутине. 15 марта - в день рождения писателя - в Иркутске объявят первого лауреата национальной литературной премии.
Накануне этого события главный редактор «АиФ в ВС» встретился с одним из её номинантов - иркутским писателем Анатолием Байбородиным.
На соискание премии поступило 104 заявки из 38 регионов России, а также Германии, Израиля, Казахстана, США, Украины и Эстонии. Кроме моего собеседника (со сборником рассказов и повестей «Деревенский бунт») финалистами стали Александр Донских с книгой прозы «Солнце всегда взойдёт», Михаил Попов с романом «На креслах всходних», Александр Семёнов со сборником повестей и рассказов, Валерий Хайрюзов со сборником повестей и рассказов «Отцовский штурвал», Михаил Щукин с романом «Каторжная воля».
Хоть какая-то помощь...
Наталия Горбань, «АиФ в ВС»: Анатолий Григорьевич, что для писателя значит вручение премии: престиж, признание заслуг, своего рода продвижение на рынке?
Но вообще премия для писателя в нынешние времена, если она объективно заслуженная,- это хоть какая-то материальная помощь и поддержка. Сейчас ведь гонораров по сути нет, труд писателя никак не оплачивается, в отличие от советского времени. Более того, если ты книгу написал, надо деньги найти, чтобы её напечатать, а потом ещё и самому её распространить. А когда писатели получают премии, их хотя бы начинает уважать местная «государева власть». Знаете, когда я раньше приезжал в своё родное село в Забайкалье, мне директор библиотеки говорила: «Эх, Толя, жаль, что ты не знаменитый. Тогда бы денег дали «под тебя».
- Признайтесь честно, вы хотите стать лауреатом премии имени Распутина?
- Отвечу, возможно, хвастливо, но я считаю себя достойным. Из всех писателей, которые попали в список номинантов, самым сильным соперником для себя считаю Михаила Попова из Архангельска. Мне неудобно говорить о достоинствах своей прозы, просто среди писателей моего поколения я был Распутину одним из самых близких по творческому духу. Более того, он был моим прямым наставником, благодаря ему выходили мои первые книги и публикации: он писал для них предисловия. По его рекомендации меня и в Союз писателей приняли, причём единодушным голосованием.
Для меня всегда был велик авторитет Распутина. Хотя позднее, случалось, вступал с ним в полемику, но не по идеологическим причинам - тут мы были единодушны, единомысленны, а по отношению к неким писателям, к литературному процессу вообще.
Правда, в последние годы мы уже мало общались. Огромное количество людей хотели к нему в гости попасть, и я думал: «Чего ещё мне лезть туда?» По моему пониманию, трагизм вот таких личностей - всесветно знаменитых, как Распутин, в том, что их уже любят не за слово, а за славу. Наше-то поколение читало Валентина Григорьевича с восторгом, когда у него ещё не было известности, а потом вызрело поколение его поклонников, которым было абсолютно чуждо то, о чём он писал. Их притягивала только его слава…
- Нет опасения, что премия им. Распутина - как раз и есть своеобразная дань этой славе, и придуманная на волне того, что в прошлом году писателю отмечали 80 лет, со временем она не станет столь же известной и престижной, как, к примеру, Пулитцеровская?
- Единственное, чего я боюсь, что в будущем организаторы переведут её на московскую писательскую элиту. Вот в первый раз засветили сразу многих иркутян как лауреатов - меня, Александра Донских, Валерия Хайрюзова, Александра Семёнова, а потом скажут: «Всё! Хватит! Теперь Москва». Я в своей жизни премии получал, и среди них была «Премия Дельвига» - от «Литературной газеты». На эту награду меня представлял знаменитый писатель Владимир Личутин, но он почему-то не пришёл на совещание, на котором принималось решение, и меня из списков удалили. Я тогда написал редактору «Литгазеты» и руководителю этой премии Юрию Полякову, что, на мой взгляд, это было несправедливо. Он ответил коротко: «Анатолий, где вы видели справедливость в премиях?» Правда, на следующий год мне её всё-таки дали.
Главное не возраст, а уровень
- И всё же, зачем ещё одна литературная награда, когда их у нас и так существует достаточно много: «Большая книга», «Русский букер», «Национальный бестселлер», «Ясная Поляна», имени Александра Солженицына и ещё десятки менее известных, а то и вовсе неизвестных?
Поэтому мне хочется, чтобы премия имени Распутина была наградой для наших талантливых писателей из глубинки, каким был сам Валентин Григорьевич, чтобы её вручали только тем авторам, которые по слову и по духу близки Распутину - истинному русскому писателю.
- А как бы вы охарактеризовали состояние современной иркутской литературы? Есть в ней достойные молодые имена?
- В литературе нет понятия возраста. Можно написать выдающееся произведение в юные лета, а можно, наоборот, на склоне лет. Например, часто можно услышать такое определение, как поэзия молодых, поэзия старшего возраста. Да нет в поэзии возраста! Есть только уровень. А когда ты написал выдающуюся поэму - в 15 лет с помощью божественного проведения или в 70 - неважно. Тем более, что в 70 лет человек начинает впадать в детство и вполне может создать произведение, достойное юноши (смеётся).
- Бытует мнение, что, живя в провинции, прославиться по-настоящему практически невозможно, и если хочешь, чтобы тебя узнавали, надо ехать в столицу. Вам никогда не хотелось это сделать?
- Нет. Парадоксально, но я не был нигде за границей, и в Москву ездил редко. Не хотелось, потому что всегда было жалко времени. Мой творческий стиль совершенно нетипичный: я пишу десятилетиями - сразу три романа, десять очерков, рассказов. Бросаю, возвращаюсь, редактирую уже напечатанные произведения и т.д. И при этом делаю много исследовательской работы - у меня много публицистики. Занимаюсь большими составительскими проектами, такими, например, как «Русский месяцеслов»: обычаи, обряды, поверья, приметы русского народа на каждый день со всеми церковными праздниками; как «Думы о русском с древнейших до нынешних времён». Сейчас заканчиваю редактировать роман о журналистах, делаю серию очерков о народной культуре, писателях, художниках. В общем, работы много, а времени мало, и его потеря для меня - величайшее страдание.