Примерное время чтения: 10 минут
586

Доктор на «крузаке». Как добровольцы меняют систему здравоохранения?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. «АиФ в Восточной Сибири» 04/11/2020
Водители делают селфи с врачами, чтобы привлечь к акции внимание новых добровольцев.
Водители делают селфи с врачами, чтобы привлечь к акции внимание новых добровольцев. / Акция «Поможем врачам вместе». / Фото организаторов

Этой осенью многие регионы России обратили внимание на акцию «Поможем врачам вместе», которую придумал предприниматель из Иркутска Вадим Костенко. Всё началось с того, что он переболел коронавирусом и решил отблагодарить докторов, которые вылечили его от новой инфекции.

Первым делом бизнесмен решил поинтересоваться у самих медиков, что бы помогло облегчить их работу. Они среди прочего заметили, что в большинстве поликлиник нет транспорта, на котором доктора могли бы добираться до амбулаторных пациентов. В итоге врачи вынуждены преодолевать не самые короткие расстояния пешком, а люди, которые нуждаются в помощи, часами и сутками ждать её. Так Вадим Костенко нашёл, кажется, одно из самых уязвимых мест системы здравоохранения и стал решать эту проблему не столько как волонтёр, сколько как предприниматель.

7 тысяч вызовов

- Я человек, склонный к анализу и достаточно щепетильный, поэтому сначала я отправил на помощь медикам одну машину со своим водителем, чтобы посмотреть, действительно ли работа доктора становится эффективней и насколько, - рассказывает Вадим корреспонденту «АиФ в ВС». - Я знал, сколько вызовов обрабатывает один врач за день - у меня была статистика за месяц. В первый же день, когда на подмогу медику пришёл автоволонтёр, я увидел, что эффективность выросла минимум на 70%! Если раньше врач успевал посетить, например, десять больных, то теперь - 17. Я был удивлён. Для меня, как для управленца, создание системы, где эффективность в первый же день увеличивается на 70%, это очень круто.

На следующий день, когда в помощь докторам иркутских поликлиник отправилось уже пять автомобилей, выводы первого дня подтвердились.

- На некоторых участках эффективность выросла в три раза. Оказалось, что, чтобы доктор активно помогал большему числу больных, его надо всего лишь быстрее доставлять до пациента, но эту проблему раньше никто не взялся решать. Понимая это, я не мог оставаться в стороне. Это всё равно, что  видишь где-то пожар, но просто проходишь мимо горящего здания, - говорит Вадим.

Фото:К концу второго месяца осени только в Иркутске добровольцы помогли докторам обслужить 7126 вызовов. Фото автора

По числу поликлиник в Иркутске он просчитал примерную потребность в автомобилях и понял, что только своими силами покрыть её не сможет. Вместе с другим иркутским бизнесменом Павлом Петровым Вадим написал текст обращения к неравнодушным владельцам машин с призывом присоединиться к акции в качестве водителя или помочь деньгами - на топливо и мойку авто для волонтёров. Его опубликовали в сети. Так 10 октября и началась акция «Поможем врачам вместе».

К концу второго месяца осени только в Иркутске добровольцы помогли докторам обслужить 7126 вызовов. Всего в проекте так или иначе участвовали 272 человека. Акция распространилась на всю Иркутскую область (сложности, говорят, есть только в Усть-Илимске) и даже вышла за её пределы.

- Меня очень удивил Братск, где у нас был очень позитивный опыт. Там муниципальная власть включилась в работу буквально за три дня, - рассказывает Вадим. - Мы начали работать в Красноярском крае, где очень оперативно откликнулись, выслушали нас и приняли. Я думаю, что на неделе нам удастся запустить проект ещё в трёх регионах. Администрируем мы акцию из Иркутска.

Боевое крещение

Предприниматель из областного центра Алексей К. просит не называть его фамилию. Говорит, что помогает «не для этого». Он присоединился к акции в первые дни после её старта, сначала поддерживал волонтёров деньгами, потом сам сел за руль.

- Тогда меня спросили: «Будешь возить врачей, которые берут анализы у «ковидных»?» Я ответил: «Буду». Так и стал доставлять докторов детской поликлиники к маленьким пациентам, у которых - подозрение на инфекцию. Это было моё боевое крещение, - рассказывает Алексей.

«на 70% вырастает эффективность врача с машиной».

Он уточняет, что сам не болел и антител к вирусу у него, понятно, нет, зато есть образование военного химика и понимание, насколько необходимы средства защиты и дезинфекция.

Алексей говорит, что среди его коллег-волонтёров много представителей бизнеса, потому что они могут делегировать свою работу и освободить «окошко» для врачей. А ко многим бизнесменам, как правило, прилагаются «непростые» машины.

- Поначалу некоторые медики просто не верили, что их такой автомобиль сейчас по пациентам повезёт. У меня, например, Land Cruiser. Представьте, подъезжает он и выходят из него два человека в защитных костюмах для сбора анализов. Все в шоке, конечно, были, но сейчас уже привыкли - просто говорят «спасибо». Число пациентов, до которых доктор успевает добраться, конечно, выросло. В одно из своих дежурств, когда я был прикреплён к детской поликлинике на улице Карла Маркса, я замерил расстояние, которое мы с врачом проехали. Самая дальняя точка была улица Семёна Лагоды. У нас в этот день получился маршрут в 30 км, это всё - зона обслуживания одного доктора. Если бы она шла пешком со скоростью 5-6 км в час, то потратила бы шесть часов только на дорогу. Мы проехали все адреса гораздо быстрее и смогли дополнительные вызовы обслужить, - рассказывает Алексей.

На вопрос, что даёт ему волонтёрство, он отвечает прямо, что, помогая медикам, помогает в том числе и себе.

- Не корысти ради я в акцию вступил, конечно, но есть важный момент. Мы все помним первую волну эпидемии весной. У меня очень много друзей, знакомых, товарищей, чей бизнес не смог пережить карантина: кто-то закрылся, кто-то переформатировался. Как предприниматель я, конечно, очень не хочу, чтобы мою компанию закрывали, чтобы моих сотрудников, почти сотню человек, отправили на рынок труда. Моя основная мотивация - помогать, чем я могу, чтобы мы не вернулись к ситуации апреля 2020 года, когда всё было закрыто, - отмечает бизнесмен.

23 дня без выходных

Вадим Костенко говорит, что у многих волонтёров, которые участвуют в проекте, меняется картина мира, они понимают, как на самом деле работают врачи.

- Раньше многие, да и я, сознаться, считал, что если врач ко мне вовремя не приходит, то это плохой врач. Сейчас, видя, как они трудятся, мы понимаем, что это не так. Каждый день они буквально совершают подвиг: молодые девчонки, недавно вышедшие из «меда», работают по 15 часов в сутки, спасая жизни людей. Некоторые волонтёры-девушки, рассказывая о своих дежурствах, плачут оттого, что им жалко врачей, которым очень тяжело работать в этих защитных костюмах. Осознание того, что происходит, конечно, некоторой тяжестью на сердце ложится, поэтому уже 23 дня мы работаем с медиками без выходных, - говорит Вадим Костенко.

Не во всех поликлиниках нет автомобилей. Например, по его словам, на базе медучреждения посёлка Молодёжный есть ВАЗ 2104, но 80% времени эти «Жигули» на ремонте.

- С кем бы я в поликлиниках ни разговаривал, задаю вопрос: «Когда вам в последний раз покупали автомобиль?», отвечают: «Вообще никогда». Я не понимаю, почему чиновники об этом не задумывались? - отмечает бизнесмен. Он говорит, что сервис доставки врачей до пациентов нужен не только в разгар эпидемии, он нужен всегда, и ясно, что волонтёры эту «дыру» вечно закрывать не смогут.

- Я верю, что управленцы от здравоохранения компетентные и, получив такой сигнал от нас, они обязательно проанализируют эту практику и сделают выводы. Сервис доставки доктора до пациента позволит увеличить эффективность всей системы. Можно взять в поликлинику ещё одного врача, и медики вдвоём начнут выполнять тот же объём работы, что и один доктор, если ему просто предоставить автомобиль. Мне кажется, это важный вывод. Уверен, этот вопрос рассмотрят в рамках всей России, - резюмирует предприниматель.

Личный опыт

Предприниматель из Иркутска Ксения Пономарёва:

- Я увидела информацию об акции, отправила немного денег, но поняла, что такого участия мне было мало. Машины у меня своей нет, поэтому я стала думать, чем могу поддержать медиков. Пришла идея формировать для врачей ланч-боксы (перекусы) в дорогу, потому что во время выездов у докторов нет возможности пообедать. Я обратилась к своей коллеге Оксане Афанасьевой, которая держит корпоративные столовые. Она согласилась поддержать мою инициативу. Уже третью неделю мы создаём ежедневно по сто ланч-боксов (хотя потребность ещё больше): заказываем йогурт, выпечку, покупаем конфеты, соки, морсы. Иногда на меня выходят другие предприниматели и, например, помогают «кондитеркой», иногда мы всё покупаем сами, собирая материальную помощь через соцсети. Кто-то из бизнесменов поддерживает нас тем, что продаёт продукцию со скидкой. Мы хотим прикладывать к коробочкам маленькие тюбики крема для рук, потому что знаем, как кожа сохнет от антисептиков, перчаток. Сейчас ищем партнёров.

На эту волонтёрскую работу уходит очень много времени, я занимаюсь этим буквально целыми днями. У меня двое детей, ипотека, няня, так что основную работу тоже никто не отменял, но бросить своё волонтёрское дело я не могу. Знаю, что врачи всегда с благодарностью принимают ланч-боксы, некоторые даже записывают видеообращения, чтобы сказать «спасибо». Это поддерживает и вдохновляет. Есть люди, у которых есть чувство стыда, что у них всё хорошо, а у других не очень, и они от этого уходят в благотворительность. Я не такой человек: у меня бывают сложные ситуации, мне не всё даётся легко, но почему бы не помочь, если у меня есть здоровье, руки-ноги, в целом возможность? Если у тебя есть ощущение некоего изобилия внутри, то почему бы им не поделиться?

Комментарий

 Директор Ресурсного центра по поддержке НКО Иркутской области Павел Циколин:

- Общественные движения нужны в том числе для того, чтобы вскрыть какую-то проблему и подсказать пути решения. Автоволонтёры подсказали, и власть подхватила эту тему. Да, может быть, не сразу: у государственной машины неповоротливый механизм, но процесс пошёл. С 30 октября наш ресурсный центр координирует работу по маршрутизации всего привлечённого транспорта, мы взаимодействуем и с поликлиниками, и с волонтёрами. Каждый день только в иркутские поликлиники поступает более 1,5 тыс. вызовов. Теперь ежедневно мы формируем заявки на транспорт от каждого медучреждения и стараемся закрывать их своими силами. Правительство региона направило на это 53 машины, автомобили выделили администрации Иркутска и Иркутского района. Силы добровольцев нужны, как правило, в вечернее время, потому что не всегда служебный транспорт может ездить после 18:00.  Считаю, что водителей служебных машин тоже важно поблагодарить - они шли работать не в «скорую», но сейчас возят докторов, которые бывают и у «ковидных» пациентов.

Если вы хотите стать автоволонтёром в любом районе Приангарья, позвоните по номеру 8(3952) 202-142.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах