Примерное время чтения: 9 минут
2160

Инструкцией по развитию эффективной памяти поделился иркутский ученый

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. «АиФ в Восточной Сибири» 18/04/2012
http://globallookpress.com

Профессор читает пятнадцать курсов лекций в разных вузах области, не пользуясь записями - текст каждого занятия он может воспроизвести по памяти с любого момента. А ещё способен один раз прочесть список из пяти тысяч слов (!) и запомнить их в прямом и обратном порядке. И, что самое удивительное, всех этих умений уже во взрослом возрасте психолог Олег Подлиняев добился самостоятельно. Теперь успешно обучает этому иркутян.

За полтора часа в нашей редакции автор книги «Эффективная память» (признанной одной из лучших научных книг страны) рассказал потрясающе интересные вещи о возможностях нашего мозга. А также о науке под названием «мнемоника» и о школьном образовании, которое не даёт раскрыться нашим феноменальным способностям.

- Когда мы покупаем даже самую простую бытовую технику, будь то утюг или чайник, обязательно получаем инструкцию по её эксплуатации. При этом парадоксально, что когда речь идёт об использовании такой сложнейшей конструкции, как человеческий мозг, нас не обучают правильно пользоваться ею, - рассуждает профессор. Он рассказывает, что первую модель работы человеческого мозга ещё на ламповых ЭВМ в конце шестидесятых годов создал советский нейрокибернетик Анатолий Купринович. Тогда удалось подсчитать, что среднестатистический человек использует возможности своего мозга лишь на… 3-5%.

«Школа будущего»

- Это не означает, что 3% мозга работают, а остальные спят, - поясняет наш герой, - мозг работает полностью, только его потенциал «среднестатистический пользователь» использует ограниченно.

В современной школе, считает Олег Подлиняев, ребёнку дают множество ненужных вещей, не обучая его при этом главному - культуре обращения с информацией:

- Школьники изучают строение аскариды, минеральные ресурсы Гондураса, генеалогическое древо Генриха Первого - я сейчас привожу конкретные вещи из учебника собственной дочери. И при этом им не объясняют, как правильно пользоваться собственным мозгом. Модель, по которой учатся современные дети, зародилась ещё в Средневековье, когда не были известны ни психология, ни кибернетика, ни принципы работы с информацией.

Используется самая бездарная стратегия - повторение, которая в итоге вызывает отторжение. Прошу прощения за метафору, но как может быть вкусной пережёванная на сто раз каша? Отсюда проблема - наши дети плохо учатся, потому что им неинтересно.

По словам Олега Подлиняева, школьные уроки мнемоники - науки по развитию памяти - произвели бы настоящий прорыв в познавательной деятельности и в обучении. Работа над памятью, рассказывает профессор, развивает внимание, мышление, воображение… Но ни разработки иркутского учёного, ни его коллег, увы, пока не удаётся использовать при обучении детей, потому что внедрить их означает радикально перестроить всю систему образования.

При этом оказывается, что работой над собственной памятью занималось множество великих людей ещё до нашей эры, что Джордано Бруно написал систематизированный учебник по запоминанию текстов, а в XIX веке в качестве эксперимента этой науке обучали петербургских гимназистов...

Наш гость говорит очень интересно. На его публичной лекции в одной из иркутских библиотек яблоку было негде упасть. Правда, всё равно нашлись скептики, решившие, что перед ними «просто человек со сверхспособностями». Однако наш герой рассказывает, что до изучения мнемоники он неважно знал математику, и даже таблица умножения в своё время далась ему с большим трудом.

Сегодня Олег Леонидович способен решать в уме сложные математические задачи. В качестве эксперимента он открывает календари за XXI век и просит перечислять ему любые месяцы и числа. В ответ безошибочно называет дни недели. Такому «фокусу», так же как искусству устного счёта, за две недели наш герой обучил иркутского школьника, которого выгоняли из гимназии за неспособность к математике. Вскоре школьник обошёл в устном счёте преподавателя.

У иркутского профессора наберётся с десяток студентов ИГУ, которые, освоив его спецкурс, способны работать в режиме «живого магнитофона» - с одного прослушивания запоминать лекцию.

- Со стороны это выглядит как издевательство, - улыбается профессор, - студент не сводит глаз с преподавателя. На самом деле внутри мозга в это время ничего не записывается, но при этом происходит сложнейшая работа по запоминанию.

Наверное, есть десятки профессий, где такой навык незаменим. Сегодня некоторые методики иркутского учёного используются в частных школах для изучения иностранных языков. На государственном уровне такие технологии нашли применение лишь в спецслужбах…

Не бойтесь совершенства!

«АиФ в ВС»: - А есть ли возрастные ограничения по развитию памяти - не поздно ли начинать заниматься, скажем, в сорок или шестьдесят лет?

Олег Подлиняев: - Начинать использовать эти техники можно с трёх лет, когда ребёнок способен на игру (наш собеседник планирует изложить свои наработки в книге для дошкольников и их родителей. - Ред.). «Верхней границы» здесь не существует - я знаю, например, что в геронтологических центрах США такие упражнения используют для профилактики возрастных дегенераций - болезни Альцгеймера, болезни Паркинсона… Люди, уходящие на пенсию, часто жалуются на проблемы с памятью. Это объясняется не возрастными дегенерациями, а тем, что люди просто стали меньше работать головой, и мозг пошёл по пути атрофирования. Можно использовать эти техники и при работе с детьми, отстающими в интеллектуальном развитии.

Оказывается, что во всём мире проводятся так называемые мемориады - всемирные турниры, где люди соревнуются в запоминании слов и чисел. А во многих городах нашей страны: Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Улан-Удэ есть целые научные школы по развитию памяти; в нашем городе, в частности, существует школа Олега Подлиняева. Если собрать все наработки, получится огромная библиотека - десятки тысяч томов. При этом на практике эти техники массово почти не используются.

«АиФ в ВС»: - Тогда напрашивается вопрос: быть может, не совсем интересно - создать страну, в которой будут образованные, думающие граждане?

О.П.: - Думаю, что любое государство, особенно режимное, тоталитарное, не заинтересовано в появлении образованных людей, ведь управлять ими будет намного труднее. Но проблема не только в этом, но и в том, что техники не могут найти доступ к массам. В эпоху СССР мнемоника была под запретом наряду с кибернетикой и генетикой. У меня есть словарь иностранных слов 1957 года, где написано, что мнемотехника - «крайне реакционная мракобесная псевдонаука, подменяющая логическое мышление интеллектуальной

эквилибристикой».

«АиФ в ВС»: - Велик ли шанс «замусорить» свою память? Ведь современному человеку приходится сталкиваться с огромными потоками информации.

О.П.: - Объёмы нашей памяти таковы, что за всю жизнь человек не способен заполнить её даже на одну треть. Так что, как сказал Сальвадор Дали, «Не бойтесь совершенства - оно вам не грозит».

Советы профессора:

Чтобы с лёгкостью запоминать большие числа, Олег Подлиняев рекомендует делить их на двузначные комбинации и связывать с яркими образами, используя различные ассоциации (ме­тодика получила наз­вание «большая система»). Вот такие образы профессор пред­лагает для некоторых комбинаций:

00 - кобра (напоминает рисунок на её капюшоне);

03 - медицинская аптечка, шприц и другая медицинская атрибутика;

10 - тяжёлый золотой червонец; две руки (десять пальцев);

11 - лыжи, частокол, забор;

25 - четверть; к примеру, четверть года (зелёное лето, золотая осень и т. д.),

49 - СоРок Девять - С Р Д: СаРДелька, СаРДина, СаРДоникс;

69 - ШЕстьдесят ДЕВять - Ш Е Д Е В: шедевр (можно представить, например, роденовского «Мыслителя»);

78 - СЕмьдесят Восемь - СЕВ: сев («Сеятель» работы О. Бендера); СЕВер; СЕВрюга;СоВа;

93 - ДевЯносто Три - Д Я Т: ДЯТел (для создания прочного образа постарайтесь не только увидеть, но и услышать эту симпатичную птицу).

В своей книге «Эффективная память» учёный объясняет, что мнемонисты так же, как и обычные люди, способны забывать о чём-то, если не включают стратегию эффективного запоминания. Оно строится на том, чтобы максимально задействовать ассоциативное мышление. В частности, для запоминания большого числа предметов или явлений в книге рекомендуется использовать уже знакомые пространства, мысленно «развешивая» в нем все предметы, скажем, по часовой стрелке. Приводится пример отстающего школьника, который благодаря хорошему знанию нарисованных пространств в компьютерных играх-бродилках смог сразу запоминать до сотни предметов и скоро выбился в отличники.

Кстати:

46 тысяч слов в прямом и обратном порядке с одного прочтения - последний мировой рекорд запоминания. Рекорд по запоминанию чисел - 40 тысяч.

Первая российская мемориада в 2006 году прошла совсем недалеко от Иркутска - в столице Бурятии Улан-Удэ.

Досье:

Олег Подлиняев - доктор педагогических наук, профессор, член Российского психологического общества, лауреат конкурса на лучшую научную книгу России, преподаватель ВСГАО и ИГУ.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах