Примерное время чтения: 6 минут
605

В Иркутске учреждены бесплатные курсы повышения грамотности

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. «АиФ - В Восточной Сибири» 11/05/2011

На смену перу и бумаге давно пришли клавиатура и монитор, а компьютер с лёгкостью исправляет ошибки своего пользователя. Так что необходимость задумываться о правильном написании слов просто отпадает.

Это наглядно продемонстрировали результаты Тотального диктанта (ТД), который 23 апреля одновременно написали около 5 тыс. человек в 12 городах России и в университете Бостона. Более 60% участников оказались двоечниками. Образовательная акция впервые прошла и в Иркутске, собрав 256 горожан. В итоге: «пятёрка» - одна, «четвёрок» - восемь, «троек» - 54, а «двоек» - 193. Такая неутешительная статистика - с одной стороны, и высокий интерес к мероприятию - с другой навели активистов факультета филологии и журналистики Иркутского госуниверситета на замечательную мысль: организовать в областном центре бесплатные курсы обучения правописанию. В течение мая-июня ведущие преподаватели филфака будут проводить для всех желающих лекции и практические занятия.

- В дальнейшем мы планируем создать общественное объединение, целью которого станет популяризация грамотности среди горожан. У нас есть задумка расклеить в вузах и общественном транспорте постеры, которые будут напоминать людям о правильном произношении слов, - рассказала «АиФ в ВС» одна из авторов идеи Людмила Добосова.

Впрочем, тот факт, что две трети жителей Иркутска по итогам ТД оказались двоечниками, ещё не говорит о повальной безграмотности населения. Ведь чтобы получить «отлично», можно было допустить лишь одну ошибку, причём пунктуационную, «хорошо» - максимум четыре, «удовлетворительно» - не более восьми. Между тем «скользких мест» в плане орфографии и пунктуации в тексте диктанта, сочинённом писателем Дмитрием Быковым, хватало. Наибольшие затруднения у иркутян вызвало написание таких слов, как «сымитировать» и «неписаный». Немало ошибок сделали в существительных «почерк», «расписка» и «интеллигентность».

- Но главное, что даже те, у кого был «неуд», приходили знакомиться со своими работами, консультировались с филологами. Ведь цель акции не в том, чтобы «двоек» наставить, а привлечь внимание людей к тому, как они пишут, - отметила Людмила Добосова.

Лекторий «К тайнам мысли и слова: беседы о русском языке» проходит по субботам в 16.00 в аудитории № 222 факультета филологии и журналистики ИГУ.

Кстати:

Идея Тотального диктанта принадлежит творческому объединению гуманитарного факультета Новосибирского госуниверситета - «Глум-Клубу». С 2004 года акция превратилась сначала в общегородское, а затем и в федеральное событие.

Комментарий:

Сергей Шмидт, к.и.н., доцент кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ:

- Я не думаю, что существуют какие-то катастрофические провалы в делах всеобщей грамотности. Средний уровень всегда колебался вокруг нетвёрдой «троечки». Если бы 20-30 лет назад проводились «Тотальные диктанты», почти убеждён, что картина была бы примерно схожая. Хотя некоторые поколенческие особенности безграмотности присутствуют. Так, у нынешней молодёжи какое-то масштабное помешательство на написании слов «сделать» и «лучше» в следующих вариантах: «зделать» и «лутше».

Татьяна Романцова, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики журналистики ИГУ:

- Рассуждать об уровне грамотности жителей области сложно по многим причинам. Во-первых, сегодня нет совокупных данных о грамотности социальных, профессиональных и других групп населения. Во-вторых, в российском обществе каждую минуту происходят социальные изменения, влияющие на речевой облик территории. Языковую деградацию молодёжи можно объяснить как социальными причинами, так и собственно языковыми, среди которых - стремление к упрощению правил коммуникации. Мы чаще говорим и слушаем, решаем проблемы на ходу, теряем обыкновение как следует обдумывать цель и смысл фразы, трудиться над эстетикой предложения. Груз устных привычек постепенно накладывает отпечаток и на письменную речь. Разумеется, необходима продуманная государственная политика: законы, с помощью которых будет наработана реальная практика защиты культурного национального достояния, коим является русский язык; пересмотр системы образования и внимание к воспитанию молодёжи.

Мнение:

Дарья Маслянкова, студентка БГУЭП:

«На Тотальный диктант я пошла вместе с подругой за компанию. Получить «пятёрку» не ожидала - для меня это стало большой и, конечно, приятной неожиданностью. Текст показался довольно сложным, потому что в нём было немало опасных мест в части пунктуации и трудных случаев орфографии. На мой взгляд, умение грамотно писать демонстрирует, прежде всего, уровень общей культуры человека, однако люди зачастую пренебрегают правилами русского языка, думают, что их и так поймут. А «рецепт» грамотности прост: нужно больше читать, развивая зрительную память».

Текст диктанта – 2011

Орфография как закон природы

Вопрос о том, зачем нужна грамотность, обсуждается широко и пристрастно. Казалось бы, сегодня, когда даже компьютерная программа способна выправить не только орфографию, но и смысл, от среднестатистического россиянина не требуется знания бесчисленных и порой бессмысленных тонкостей родного правописания. Я уж не говорю про запятые, которым не повезло дважды. Сначала, в либеральные девяностые, их ставили где попало или игнорировали вовсе, утверждая, что это авторский знак. Школьники до сих пор широко пользуются неписаным правилом: «Не знаешь, что ставить, – ставь тире». Не зря его так и называют – «знак отчаяния». Потом, в стабильные нулевые, люди начали испуганно перестраховываться и ставить запятые там, где они вообще не нужны. Правда, вся эта путаница со знаками никак не влияет на смысл сообщения. Зачем же тогда писать грамотно?

Думаю, это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании. Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.

Известно, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у славянских рабов специальную расписку: «Такой-то обращался со мной замечательно и заслуживает снисхождения». Солдаты-освободители, заняв один из пригородов Берлина, прочли гордо предъявленное хозяином письмо с десятком грубейших ошибок, подписанное студенткой Московского университета. Степень искренности автора стала им очевидна сразу, и обыватель-рабовладелец поплатился за свою подлую предусмотрительность.

У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность – утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы.

Дмитрий Быков, 276 слов

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах