Примерное время чтения: 5 минут
41

Иркутск - это утро моего детства, это крылья судьбы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. «АиФ - В Восточной Сибири» 29/09/2010

Всё сильней шум за окном от проезжающего автотранспорта и конных повозок - улицы вымощены булыжником. Появляется больше людей. И вот Иркутский завод тяжёлого машиностроения имени В.В. Куйбышева сообщает о начале нового трудового дня своим гудком, который слышно, видимо, в любом уголке города…

Родился я в далёком 1937 году в Иркутске и до 19 лет проживал в двухэтажном деревянном доме с красивой резьбой на углу улиц 5-й Красноармейской (теперь Богдана Хмельницкого) и Дзержинского.

Родители уходили на работу, а мы с братом и сестрой оставались на весь день одни. Но скучно нам не было: по поручению мамы я ходил за продуктами в магазин или на рынок, находившийся на месте нынешнего современного рынка. Тогда он был деревянным и однажды сгорел. В потушенных складах вся детвора бегала выбирать сухофрукты. Их там было - целые горы.

Во дворе стояли два таких дома, как мой. Я увлекался авиамоделизмом. Планеры и самолёты запускал во дворе. Иногда - с крыши второго дома. Однажды планер улетел в соседний двор и приземлился на дерево в полисаднике одноэтажного деревянного домика, где жила, как говорили, старая злая колдунья, которая ни с кем якобы не общалась.

После окончания войны к нам приехала какая-то тетя в военной форме майора медицинской службы. Она оказалась сестрой моей мамы. Из Германии привезла аккордеон и подарила мне. Вскоре мама записала учиться играть на нём в клуб имени Дзержинского. Занимался я один год. Больше родители не могли оплачивать мою учёбу.

Зимой вся детвора бегала к Иерусалимскому кладбищу (ныне Центральный парк культуры и отдыха) кататься с горы на санках и лыжах. Тогда ещё не было лестницы, которая теперь заняла всю горку. Летом любили там гулять, разглядывать красивые мраморные памятники и узнавать, что где-то похоронен купец, где-то государственный деятель. Мне нравилось приходить к скромному памятнику просветителю Загоскину. На памятнике были слова: «Сейте разумное, доброе, вечное». Я запомнил их на всю жизнь.

Очень любил журнал «Техника молодёжи».

Однажды решил построить катамаран. На изготовление двух поплавков и вёсел ушла половина лета. Ребята помогли донести его до Ангары. Плавали и наслаждались недолго: стал протекать один из поплавков.

В те годы вдоль нынешнего бульвара Гагарина располагался сад «Парижской коммуны». Там были красивые аллеи, множество аттракционов и танцплощадка, на которой по выходным играл духовой оркестр.

Через много лет, вспоминая свою юность, я написал стихотворение, а затем и музыку к нему. Песню назвал «Вальс над Ангарой». Исполнил её заслуженный артист России, солист Иркутского музыкального театра Н. Мальцев.

В то время, как и сейчас, очень много говорили о Байкале. Однажды нам, мальчишкам, пришла идея съездить в Листвянку посмотреть Байкал. Что такое 70 км, мы представляли не очень.

Плотина Иркутской ГЭС ещё не достала правого берега, и я видел, как Ангара в узком проходе, метров 30-40 шириной, возмущалась тем, что люди хотят ограничить её свободный бег к «возлюбленному» Енисею.

Однажды втроём мы сели на велосипеды и поехали на Байкал. Ехали по старому тракту, т.к. новая дорога ещё строилась и мы не знали, можно ли по ней ездить на велосипеде. В некоторых местах дорога оказалась залита водой Иркутского водохранилища.

На середине пути от усталости судорога сводила ноги. В Листвянке, правда, мы хорошо отдохнули на берегу, купались в Байкале. Через два часа тронулись обратно.

Будучи взрослым, почти каждый год бываю на Байкале в разных местах. Впечатления часто выливаются в рифмы.

Жизнь моя так сложилась, что несколько лет работал по линии борьбы с хищениями золота, драгоценных металлов и минералов.

Иркутск всегда обновлялся, убирались развалюхи, строились новые здания. Часто в сносимых зданиях находили клады, спрятанные еще в 20-30-х годах прошлого века.

Однажды на улице Декабрьских Событий при сносе старого деревянного двух-этажного дома был обнаружен клад золотых монет царской чеканки достоинством 5 и 10 рублей, а также большая пачка бумажных денег за подписью Колчака и его казначея. Монеты после экспертизы сдали государству, а бумажные деньги я отнёс в краеведческий музей на углу ул. Карла Маркса и теперешнего бульвара Гагарина и передал их представителю администрации музея.

Сейчас, проходя по ул. Дзержинского, смотрю на свой старый дом, невольно память возвращает в детство и юность. Однажды родились рифмованные строки, и я написал стихотворение, которое так и назвал: «Старый двор».

Я счастлив, что живу здесь. Иркутск - это утро моего детства, это крылья судьбы. Я люблю свой город.

Эдуард Фёдорович ИВАСЕНКО, Иркутск

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах