Наверное, самые яркие воспоминания о том, как праздновали Масленицу в Иркутске в позапрошлом веке, оставила Екатерина Алексеевна Авдеева-Полевая - старшая сестра известных русских литераторов Николая и Ксенофонта Полевых, которая много лет жила в нашем городе.
По улицам «корабль» возили
Самым популярным развлечением у горожан в масленичную неделю были катания в маленьких санках, на рысаках и иноходцах по улицам Иркутска, рекам Ушаковке и Ангаре. Кроме этого, для забавы народа градоначальники приказывали сплотить вместе несколько огромных саней и устраивали на них корабль со снастями и парусами. Туда садились и люди, и медведь, и госпожа Масленица, и разные паяцы. В этот «корабль» впрягали два десятка лошадей и возили его по улицам. Позади обычно следовали толпы мальчишек и гуляк, они провожали кавалькаду песнями и разными прибаутками.
Кроме этого, наши предки на Масленицу любили устраивать катальные горы. Их сооружали изо льда как на Ангаре и в устье Ушаковки, так и во дворах домов. Катались с них на кожах, лубках, санках и даже на льдинах. Приезжая в гости к родным и знакомым, иркутяне обязательно развлекались катанием с горок.
Как вспоминает Екатерина Авдеева-Полевая, основные масленичные гуляния начинались в четверг, к этому дню иркутяне варили пиво и делали хворосты, накрывали столы скатертями и выставляли конфеты, варенья и самовар.
Был ещё один масленичный обычай, символизирующий также и встречу весны: девушки и дети одевались в яркие одежды, а женщины расстилали на снегу новые холсты, на них ставили доски с пирогами и блинами, которыми угощали гостей и угощались сами. Блины подавали с молоком, мёдом и маслом. Молоко наши предки символически связывали с кормлением и материнством, мёд считался символом чистоты, вдохновения и красноречия, а масло символизировало изобилие и защиту от злых духов.
Прощание и прощение
Завершался праздник Масленицы взятием снежного городка - последнего оплота зимы. Из рыхлого влажного снега на реке, на пруду или в поле возводили городок - ставили снежные башни и стены и делились по жребию на защитников и нападающих. Народ вооружался снежками, мётлами, палками и по сигналу начинал штурм городка. Бились радостно, без страха, за торжество света. Чтобы представить, как это было весело, красочно и энергично, достаточно посмотреть на картину сибирского художника Василия Сурикова «Взятие снежного городка». После взятия городок разрушали и на его развалины выносили соломенное чучело зимы, которое сжигали; тепло и свет побеждали зиму. Так заканчивался этот древний народный праздник.
«К чести иркутских жителей надобно сказать, что они очень набожны: не только пожилые люди, но и молодые всю Масленицу ходят в церковь», - пишет в своих воспоминаниях Екатерина Авдеева-Полевая. В последний день праздника - Прощёное воскресенье - горожане служили панихиды и ездили на кладбище, чтобы поклониться праху родных. После этого весь день посвящали так называемым прощальным визитам к родителям и старшим родственникам, а вечером обряд прощения повторялся дома: слуги просили прощения у хозяев, дети - у родителей. На следующий день - в понедельник - начинался Великий пост, и называли этот первый день «чистым»: народ ходил в баню, а хозяйки перемывали всю посуду.
Кстати:
Екатерина Авдеева-Полевая считается первой писательницей-сибирячкой, оставившей потомкам довольно ценное литературное наследие. Она хорошо изучила быт, нравы и культуру жителей старой Сибири: горожан, мещан и купечества. Она занимала видное место среди культурных людей Иркутска: современники видели в ней женщину тонкого ума и исключительной наблюдательности.