Самыми первыми фотографами Иркутска были два человека. Это преосвященный Нил, в миру Николай Исакович, архиепископ Иркутский, и Иван Алибер, француз, основатель графитовой промышленности в Сибири.
Преосвященный - первооткрыватель
На иркутскую кафедру Нила перевели в 1832 году, но уже через два года он был возведён в сан архиепископа, в котором и прослужил в Иркутске более одиннадцати лет.
В 1839 году во Франции Дагером была изобретена фотография, изобретение получило признание по всему свету, и уже в 1844 году иркутский летописец сообщает, что в покоях Нила на рабочих столах находятся разные оптические и лабораторные устройства, в том числе «дагерротипный и гальванический снаряды». Дагерротип - это первый фотоаппарат, ещё деревянный, в виде продолговатого ящичка с медным объективом. А гальванический прибор - необходимое фотооборудование того времени. Светочувствительных пластинок - медных дощечек, покрытых светочувствительным серебром, в продаже не было, но Дагер нашёл простой способ изготавливать такие пластинки в бытовых условиях, используя аптечные реактивы, чем, несомненно, и занимался Нил в часы занятий и досуга.
Церковные служители сразу увидели в возможности фотографического воспроизводства изображения очень ценное для церковной службы свойство: можно было быстро воспроизводить изображения икон и иконок и одаривать ими неимущих прихожан, а особенно жителей отдалённых деревень и посёлков, куда мастер-живописец никогда не доберётся. А ездить преосвященному приходилось много, и всюду он был ревностным служителем и веры, и науки.
Путешествуя по делам епархии, Нил, надо полагать, любил делать и снимки, в первую очередь, красивейших храмов. Фотографий, сделанных на бумаге, тогда ещё не было, способ фотопечати и размножения появился немногим позже, а потому снимков, сделанных Нилом, у нас нет. Уезжая в 1845 году, он оставил епархии значительную часть своей библиотеки, а дагерротипы с изображением храмов забрал с собой на память.
Снимки Иркутска во Франции
Иван Алибер - истинный деловой француз. В 1837 году, всего семнадцати лет от роду, он прибыл в Петербург, где занялся перекупкой на пушных торгах. А откуда меха в Петербурге, если не из Сибири? И молодой, энергичный предприниматель, не задумываясь, едет в Сибирь. В 1844 году Алибера уже видят в Иркутске. Он открыл здесь и в Красноярске магазины с галантереей и разными бытовыми вещами. Кроме того, Алибер не упустил случая заработать и на модных новинках, слухи о которых уже дошли до самых отдалённых уголков. Он сразу оценил удивительные возможности французского изобретателя Дагера, и сам быстро освоил дагерротипию. Именно он, а никто другой, первым снял на фотопластины необъятные красоты Сибири - гольцы, горы, реки и долины Восточных Саян, которые, проезжая через Сибирь, видел и живописал в своих путевых дневниках Нил. Алибер отправлял дагерротипы в Петербург и в Европу, удивляя знакомых и родных, тем, что забрался в страну ещё менее известную, чем Африка.
В Сибири Алибер стал крупным золотопромышленником и перекупщиком мехов, но ни то, ни другое не стало его главным делом. Как европеец, Алибер искал в Сибири дело, которое отвечало бы долгосрочным интересам Европы, и остановился на графите, спроса на который в России ещё не было, но Европа уже запустила и имела карандашные фабрики.
И вот в предгорьях Саян, на Ботогольском гольце, на самой его вершине, представляющей широкое куполообразное плато, на высоте 2300 м, в 400 км от Иркутска и почти в 200 км от ближайшей деревни Голуметь, француз закладывает графитовый рудник. Прежде всего, предприниматель строит на плато дорогу, что по тем временам является чуть ли не фантастикой. Он затаскивает туда строительный материал и оборудование, и вскоре на вершине гольца возникают добротно и по всем правилам инженерии отстроенные шахты и усадьба с обширным домом, флигели и амбары, хозяйственная ферма, пожарный сарай, парники и ветроотводы - каменная стенка, защищающая зимой от ледяных порывов и снежных заносов.
Рудник Алибера охотно посещали и сибиряки, и иностранцы, и все отмечали, насколько продуманно, эстетично и качественно всё сделано. Современники оценивали дело Алибера как подвиг. Он и сам очень любил своё детище, рассказывал о нем, писал, фотографировал и, привлекая компаньонов и инвесторов, посылал фотографии в Германию и Францию. Благодаря этому мы можем сегодня видеть, как выглядел первый в Сибири графитовый рудник. Гравированные снимки Алибера есть в его книге «Добыча графита в Сибири», изданной в Париже, в 1865 году, когда в Иркутске только ещё начинали работать первые фотографы.
Алибер не фотографировал город и иркутян, но мы с полным правом должны считать его пионером зарождения и развития фотографии в Восточной Сибири в целом. И нас не удивит, если однажды мы найдём подтверждение, что «дагерротипный снаряд», замеченный однажды в кабинете преосвященного Нила, доставил в Иркутск именно француз Иван Алибер.
В 1859 году Алибер, рассчитавшись с рабочими, неожиданно покинул свой прекрасно обустроенный и успешно работающий прииск. Он уехал в Париж, не взяв с собой из дома не единой вещи и всё оставив на своих местах. Дом его так и стоял нетронутым, местные жители и аборигены охраняли его, ни к чему не прикасаясь. Возможно, Алибер ещё собирался вернуться в Сибирь, но уже никогда не вернулся. Эта тайна остаётся нераскрытой и по сей день.
Кстати:
Иркутское Фотографическое общество является общественной организацией, имеющей свой устав, определяющий жизнь организации, в состав которой входят фотографы-профессионалы и любители. На данный момент в состав ИФО входит 62 человек. В Иркутское фотографическое общество входит составной частью Иркутское региональное отделение Союза фотохудожников России, членами которого являются 19 фотографов. При Иркутском фотографическом обществе работает молодежное фотообъединение «Смена». В год Фотографическое общество в среднем реализует один большой выставочный проект, и 5-6 персональных выставок. Но здесь не ведут статистику всех фотовыставок, которые проводятся в Иркутске.