Настоящим праздником для всех автовладельцев стало долгожданное открытие в конце прошлого года двустороннего движения по мосту, благодаря которому жители левого берега теперь добираются до центра города значительно быстрее. Но для того чтобы сооружение заработало в полную силу, необходимо строительство третьего и четвёртого пусковых комплексов, которые фактически представляют собой автомобильные развязки на правом берегу.
Запуск третьей очереди моста необходимо приурочить к празднованию юбилея Иркутска. Такую задачу поставил губернатор Приангарья Дмитрий Мезенцев на выездном совещании по подготовке областного центра к 350-летию.
«Ужались» как могли
Напомним, новый Ангарский мост в Иркутске начали строить в далёком 1999 году. Первую очередь сдали осенью 2007 года, её строительство обошлось федеральному и региональному бюджетам в 4,37 млрд рублей. На протяжении двух лет мост пропускал автомобили только в одном направлении - с правого берега на левый. Двусторонней дорога стала в декабре 2009-го. На вторую очередь затратили 1,1 млрд рублей.
В настоящее время ведутся работы по выносу инженерных сетей, реконструкции улиц, переселению граждан из жилых домов, попадающих в зону строительства развязок. На данный момент осталось расселить ещё 33 дома, на начало же года их было 65. В целом, для ввода в строй третьей очереди потребуется 1,7 млрд рублей.
- Наша основная задача - к юбилею города построить третий пусковой комплекс и выполнить организацию движения по улице Байкальской через Трилиссера на Седова и в сторону 8-й Советской, тем самым обеспечив фронт работ по четвёртому комплексу, - рассказал руководитель дирекции по строительству моста Павел Таюрский.
Стоит отметить, что первоначально на две последние очереди моста предполагалось затратить более 3 млрд рублей, однако сумму эту удалось снизить более чем на 20%. Прежде всего, это было обусловлено позицией федерального центра:
- Осенью прошлого года во время разговора с министром транспорта России Игорем Левитиным мне было горько слышать, что у нас слишком дорогой мост, по сравнению с другими подобными объектами, появившимися в России за последние несколько лет, - признался Дмитрий Мезенцев. - Тогда в предоставлении федеральных средств нам отказали, зато мы получили бюджетный кредит под 2,4% годовых. Я обещал министру, что мы максимально «ужмёмся», насколько хватит сил.
Сейсмика виновата
Однако строители Приангарья назвали мысль о завышенной стоимости моста спонтанной и несправедливой. По мнению президента союза дорожников Иркутской области Анатолия Косякова, некорректно проводить ценовые аналогии с другими субъектами Федерации, ведь наш регион всегда отличался высокой сейсмикой, из-за которой и происходит удорожание по всем параметрам как минимум на 25%.
Между тем в процессе финансирования моста из госказны периодически возникали сбои. Одно время - с 2002 по 2004 годы - он возводился исключительно за счёт средств областного бюджета. Именно эта причина, по словам специалистов, существенно сдвинула сроки завершения строительства. Первоначально мост планировалось сдать в эксплуатацию в 2005 году. Теперь же ни о каких задержках речи быть не может: предъюбилейные обещания - это святое.
Впрочем, не меньше внимания, по словам министра строительства и дорожного хозяйства области Руслана Болотова, будет уделяться и тем знаковым объектам, которые не вошли в основной предъюбилейный список, но также должны появиться к 350-летию Иркутска. В их числе два железнодорожных вокзала, аквапарк, водно-спортивный комплекс в микрорайоне Солнечный (подарок от «Газпрома»), здание арбитражного суда, главный офис Байкальского банка Сбербанка России, гостиница «Мариотт». При этом, подчеркнул министр, к юбилейным стройкам должны быть допущены только серьёзные и ответственные компании, готовые поручиться за качество выполненных работ, взяв на себя гарантийные обязательства. Поэтому очень важно сделать так, чтобы фирмы-однодневки не смогли даже подать заявку на участие в конкурсах.
- Таким образом, базовыми принципами при возведении всех объектов мы видим опору на архитектурно-строительный и проектировочный комплексы Приангарья и эффективность использования каждого бюджетного рубля, - подвёл итог совещания губернатор.
Кстати:
В Союзе строителей Иркутской области созданы три рабочие группы. Одна из них будет курировать строительство юбилейных объектов, вторая - сооружение дорог и работы по берегоукреплению, а третья - вопросы реализации жилищных программ в отношении льготных категорий граждан, в частности ветеранов Великой Отечественной войны.
Справка:
Третья и четвёртая очереди мостового перехода - это продолжение основного хода на правом берегу от улицы Коммунистической до Ширямова, две двухуровневые развязки по улицам Седова и Байкальской со строительством путепроводов, пять съездов с выходом на Партизанскую.