Стихия пришла в регион в ночь с 28 на 29 апреля и не унималась до самого вечера, что привело к печальным последствиям. Накануне долгожданных майских праздников электроснабжение полностью или частично было отключено более чем в 200 населённых пунктах, в которых проживают почти 75 тыс. человек.
Впрочем, большую часть аварий за выходные удалось ликвидировать - восстановительные работы велись в круглосуточном режиме, об их результатах энергетики докладывали на оперативных заседаниях региональной комиссии по чрезвычайным ситуациям под руководством губернатора Дмитрия Мезенцева.
Готовность номер один
По состоянию на утро 29 числа обстановка складывалась, мягко говоря, тревожная. Так, в областном центре 16 котельных были обесточены, а из-за повреждений электросетей, вызванных налипанием мокрого снега, без света остались около 60 тыс. иркутян. В некоторых районах Приангарья стенка гололёда на проводах достигала такой толщины, что не выдерживали даже железобетонные опоры. При этом техника не всегда могла оперативно добраться до места аварии - где-то путь перекрывали поваленные деревья. Из 1066 теплоисточников перестали функционировать 224, но угрозы разморожения системы отопления это не представляло.
Электроснабжения не было в 11-ти из 75 социальных учреждений с круглосуточным пребыванием людей, в девяти муниципалитетах проблемы со светом возникли в лечебных заведениях. Однако все пострадавшие объекты были немедленно подключены к резервным источникам. Там, где дизель-генераторы отсутствовали, использовалось печное отопление.
- Тяжёлые больные находились под постоянным наблюдением врачей, плановые - переведены в другие больницы или домой, - сообщил министр здравоохранения Иркутской области Гайдар Гайдаров. - Никто в результате стихии не пострадал.
В связи с неблагоприятными погодными условиями на территории области был введён режим «Повышенная готовность», а в нескольких районах - Аларском, Заларинском, Черемховском и Усольском - действовал режим ЧС.
О «порядке» в дорожной службе
Традиционными спутниками непогоды являются пробки. А при выпадении месячной нормы снега, причём в конце апреля, когда многие автовладельцы уже «переобули» своих «железных коней» в летнюю резину, избежать заторов практически нереально. По оценке министра строительства и дорожного хозяйства региона Александра Орешкова, тяжёлая ситуация с дорожным движением сложилась в Иркутском, Заларинском, Балаганском, Нукутском, Усольском, Аларском, Черемховском, Зиминском, Куйтунском и Тулунском районах. Самой неблагополучной чиновник назвал дорогу «Иркутск - Листвянка». Автобусы по маршруту не ходили, что вполне можно объяснить уровнем организации работ по расчистке трассы - с начала снегопада на Байкальском тракте функционировал лишь один грейдер и две комбинированные дорожные машины. Затем, правда, им на подмогу из посёлка Усть-Ордынский направили ещё две КДМ. Впечатлениями от состояния дороги с членами КЧС поделился Дмитрий Мезенцев, который до начала заседания лично проехался до 59-го километра тракта.
- Между 27 и 28 километрами в кювете валялся грейдер, и две дорожные машины его полтора часа вытягивали. Вот так была организована работа, - негодовал глава региона. - Кроме того, на уборку вышла техника, которую мы более полутора месяцев назад передали в ОАО «Дорожная служба», без государственных номеров. За неё заплатил в том числе региональный бюджет. Ни одна машина не оформлена, а значит, не поставлена на балансовый учёт. Это к вопросу о порядке внутри службы. Непонятно также, с какой целью генеральный директор, получив накануне сводку МЧС о тяжелейшей погодной обстановке, убыл в Братск. Я увидел, как буксуют и мучаются люди на трассе, как не могут разъехаться автомобили, и это укор, прежде всего, руководству областной дорожной службы и профильному министерству.
Взяв ответное слово, главный инженер предприятия Александр Замаратский начал говорить о многочисленных трудностях, с которыми столкнулся персонал, в частности, иркутского филиала. Это и большая протяжённость дорог, и разбросанность участков, и многочисленные пробки, из-за которых бригады не могли добраться до проблемных мест.
- У меня здесь все документы - и по количеству обслуживаемых километров, и по наличию техники, я готов всё предоставить, - обратился к губернатору выступавший.
- Вы бы мужикам, которых мы на Байкальском тракте толкали, показали эти бумаги. Тогда бы получили простой российский многоэтажный ответ, - отрезал Дмитрий Мезенцев. - Прогноз был известен ещё в четверг вечером, а потому утром могли бы без проблем обеспечить выезд необходимого числа единиц техники до Листвянки. А в итоге страдают люди, они не ощущают защищённости со стороны власти. Должна быть мощная, последовательная, профессиональная работа! Вы что, не помните 18 сентября 2009 года, когда за 4 часа выпало 25 мм осадков, и что творилось тогда на Байкальском тракте, сколько машин переколотилось? И точно так же, как сейчас, дорожная служба оказалась не готова к устранению последствий стихии.
Стоит отметить, что движение некоторое время было затруднено и на федеральных трассах М-53 и М-55, иркутский аэропорт до 23 часов пятницы не принимал воздушные суда - они направлялись в Красноярск и Братск. Стихия внесла свои негативные коррективы и в движение железнодорожного транспорта.
Расслабляться рано!
На каждом заседании КЧС на связь выходили мэры проблемных территорий. В некоторых без электричества остались сразу все посёлки, остро ощущалась нехватка тяжёлой техники, а, к примеру, в Осинском районе обесточены были всего два населённых пункта, так что всё восстановили своими силами и очень быстро. В Иркутском районе отменили все развлекательные мероприятия и уроки в школах, а в Черемховском - «занесло мэра», как выразился его заместитель, объясняя отсутствие шефа во время прямого включения.
В помощь муниципалитетам, по словам Дмитрия Мезенцева, могут быть направлены средства Резервного фонда, но только при наличии чётко обоснованных заявок. Кроме того, на покрытие ущерба мэры могут привлечь федеральные средства, для этого в течение месяца необходимо подготовить соответствующий пакет документов. Кстати, предусмотрена и адресная поддержка: до 50 тыс. рублей - семьям, наиболее пострадавшим от разгула стихии.
Между тем синоптики прогнозируют сегодня ухудшение погодных условий в западных, южных и верхнеленских районах: будет идти дождь, местами мокрый снег.
- Пока не прошла вторая волна циклона, все силы и средства, необходимые для поддержания нормальной жизнедеятельности населённых пунктов области, должны находиться в режиме повышенной готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации, - подчеркнул Дмитрий Мезенцев.
Статистика:
- 2 населённых пункта, по данным на утро 3 мая, оставались без электроснабжения. Это посёлки Тальяны и Ходарей Усольского района, в которых проживают 1400 человек;
- 175 ремонтных бригад (767 человек) и 147 единиц техники участвовали в ликвидации аварийных ситуаций на электросетях в южных районах Приангарья.
Комментарий:
Руководитель Иркутскгидромета Леонид Проховник:
- Опасное метеорологическое явление, которое произошло на территории центральных и южных районов Иркутской области, не имеет аналогов за более чем 100-летнюю историю наших наблюдений. Похожая синоптическая обстановка наблюдалась в 1964 и 1995 годах, но тогда она была в два раза мягче. Вызвано это редкое явление столкновением тёплой и холодной воздушных масс на высоте 1,5 км. В результате за ночь выпало большое количество осадков в виде снега. Например, в Заларях и Усолье - по 19 мм, Иркутске - 22 мм, Саянске - 28 мм. Это фактически месячная норма апреля.
Всё это сопровождалось усилением северо-западного ветра. Максимальные порывы были зафиксированы в Черемхово и Шелехове - 24 метра в секунду, в Иркутске сила ветра достигала 21 м/с. Очень большая скорость при таком интенсивном выпадении снега! В целом, можно сказать, что кризис миновал. Однако в связи с обильным снеготаянием появляются угрозы схода лавин в горах южного Прибайкалья и подъёма уровня воды в малых южных реках (Слюдянский район) на 50-100 см.