Чиновники считают, что это позволит разработать прозрачные правила торговли, а предприниматели опасаются, что останутся после аукционов ни с чем.
По новой схеме
Они уверены, что со стороны городской власти в угоду крупных торговых сетей осуществляется политика уничтожения мелкорозничной торговли. Чтобы расставить все точки над «i», в конце прошлого года бизнесмены отправили письмо на имя мэра Иркутска. Ответа не получили. Предпринимателям не оставалось ничего, кроме как обратиться к губернатору и в прокуратуру Иркутской области. Реакция последовала моментальная. На днях с бизнес-сообществом встретился председатель КУМИ Александр Третьяков. Он заверил собравшихся, что администрация не ставит целью снос и ликвидацию киосков, павильонов, летних кафе, а лишь ведёт работу по упорядочиванию этого вида торговли.
- У нас есть предприниматели, которые несвоевременно вносят арендную плату, не следят за санитарным состоянием прилегающей территории, не заключают договоры на вывоз мусора. Есть злостные нарушители правил торговли алкогольной продукцией, - перечислил г-н Третьяков. - Чтобы сохранить свои торговые места, нужно соблюдать принятые требования.
Предприниматели согласились с доводами Александра Третьякова, но с оговоркой.
- На протяжении последних 20 лет владелец павильона или киоска не имел возможности заглянуть за горизонт одиннадцати месяцев (на такой срок муниципалитет заключает договор аренды с бизнесменом. - Авт.), - подчеркнул председатель Общественной организации предпринимателей Иркутской области Ильдус Галяутдинов. - Ему никогда не давали гарантии, что на следующий год он будет работать на том же месте, где вчера. Требовать от предпринимателей вложиться в бизнес можно лишь тогда, когда у них будет предсказуемое обозримое будущее.
Новый порядок предоставления земельных участков через систему аукционов как раз призван решить эту проблему. Выиграв торги, предприниматель сможет заключать договор аренды не на 11 месяцев, как раньше, а на 5-10 лет.
- Но где гарантия, что именно я стану обладателем «своего» участка? - возмущается предприниматель со стажем Юрий Кривошеев. - Я добросовестно выполняю все требования: обновляю павильон, исправно плачу налоги, арендную плату, привожу в порядок прилегающую территорию. А теперь муниципальная власть решила резко изменить правила игры. Я был на аукционах и представляю, что это такое. Подставные лица, коррупция, откаты...
В защиту ветеранов
Бизнесмены не хотят покидать «обжитые» места, поэтому даже готовы понести все затраты по оформлению занимаемых участков и постановки их на кадастровый учёт. Они против «поголовного» выхода на торги.
- На наш взгляд, предпринимателям, которые работают более пяти лет без нарушений, нет необходимости участвовать в аукционе. Договор аренды с такими бизнесменами должен пролонгироваться автоматически, - считает Ильдус Галяутдинов.
В ответ в КУМИ обещают не принимать решений «под одну гребёнку», с каждым из предпринимателей будут работать индивидуально. Возможно, уже в ближайшее время будет создан координационный совет по вопросам предоставления земельных участков под временные торговые сооружения. Оформление наделов займёт 1,5-2 года.
Пока же бизнесмены могут жить спокойно и платить за аренду по фактическому пользованию землёй. Не стоит паниковать и владельцам киосков, расположенных на привокзальной территории. Как только начнётся реконструкция данной площади, всем предпринимателям будут предоставлены альтернативные торговые места внутри здания вокзала либо в другом районе города. О переезде бизнесменов предупредят за месяц.
Языком цифр:
На сегодняшний день в Иркутске официально зарегистрировано 555 точек мелкой розничной торговли (палатки, лотки, бочки, летние кафе) и 915 киосков и павильонов. Кроме того, в городе работает 125 самовольно установленных торговых точек. Ещё с 94 владельцами павильонов не заключены договоры, так как предприниматели нарушают правила мелкорозничной торговли.