26 мая в России отметили День предпринимателя. В поздравлениях, которые принимали представители этой профессии, традиционно звучали пожелания сил, терпения, настойчивости и упорства на пути к развитию своего дела.
Судя по данным, которые во время круглого стола, организованного «АиФ в ВС» к дню предпринимателя, озвучила замруководителя Иркутскстата Елена Сигачёва, эти качества бизнесменам региона пригодятся.
«Анамнез» от статистики
По словам Елены Сигачёвой, в Иркутской области зарегистрировано 177 средних предприятий и более 38 тыс. малых, причём 91% из них по числу работников и масштабам производства и вовсе относится к микропредприятиям. По-прежнему большая часть бизнесменов отдаёт предпочтение торговле: 34% компаний, зарегистрированных в области, что-то продают.
«Число фирм в регионе по годам непостоянно, оно может меняться как в большую, так и в меньшую сторону, – говорит представитель Иркутскстата. – После трёхлетнего роста в 2018 году количество субъектов малого предпринимательства в регионе сократилось, но незначительно – на 22 единицы (это всего 0,1%). По числу работников коммерческих организаций и объёму их оборота область в 2018-м занимала третье место в Сибири, пропустив вперёд Новосибирскую область и Красноярский край. По объёму инвестиций мы заняли пятое место, кроме двух регионов, названных выше, нас обогнали ещё Алтайский край и Кемеровская область».
Елена Сигачёва отметила, что статистическое ведомство регулярно анализирует деловую активность в промышленном секторе: как в больших, так и малых компаниях. Итоги этой работы в 2018 году показали, что малые предприниматели в сравнении с руководителями крупных компаний настроены более пессимистично. Они отмечали снижение занятости, прибыли, спроса на продукцию, ухудшение экономической ситуации, рост цен. В конце прошлого года только 13% исследованных небольших организаций имели практически полную загрузку производственных мощностей, около половины были обеспечены работой лишь на месяц, фронт работы на год вперёд имело каждое третье малое предприятие.
«Главным тормозом развития руководители всех промпредприятий считают неопределённость экономической ситуации, низкий спрос на продукцию, высокий уровень налогообложения и недостаток финансов. Кроме того, в малом бизнесе достаточно ощутим ещё и недостаток квалифицированных рабочих. Только 6-7% руководителей небольших компаний отметили отсутствие ограничений для роста», – резюмировала Елена Сигачёва.
«Где денег взять?»
Начальник отдела господдержки и развития малого и среднего предпринимательства минэкономразвития области Евгений Литвинов сообщил, что похожий портрет бизнеса региона сотрудники его министерства «рисуют», возвращаясь со встреч с предпринимателями в муниципалитетах. На основе этой информации и статданных чиновники корректируют условия господдержки. Например, выбирают приоритетные направления, которым дают льготы, в том числе более низкий процент по займам регионального фонда микрокредитования.
«По статистике, у нас большинство предпринимателей заняты в торговле, соответственно, этот вид деятельности мы не считаем приоритетным. Более льготные условия предоставляем производству, в том числе обрабатывающему, инновационным направлениям бизнеса, социальным проектам», – отметил Литвинов, уточнив, что «льгота» – это не первое место в очереди на государственный заём, а более низкая ставка. Если торговцы получают кредит под 10% (а это потолок), то производственникам доступна ставка от 7,5%.
Специалисты уверены, что нефинансовая поддержка иногда бывает для бизнеса более ценной, чем выделение денег. Такую оказывают сотрудники областного Центра поддержки предпринимателей, который учредило минэкономразвития Приангарья.
«Одним из тормозов развития бизнесмены называют высокие налоги, но не все предприниматели знают о возможностях перехода на патентную систему налогообложения, удобную для маленьких компаний, – говорит директор Центра Ирина Нижник. – К нам бизнес в основном приходит с главным вопросом: «Где взять деньги?» Но не всегда, особенно на первом этапе, нужно много средств, если правильно составить бизнес-модель, продумать свою структуру, выстроить стратегию компании. И в этом мы помогаем».
Технологии напрокат
Эксперты считают, что вопрос «Где взять деньги?» зачастую снимается, если предприниматель начинает оптимизировать бизнес-процессы: это экономит не только его деньги, но и время.
Как говорит директор Иркутского филиала МТС Андрей Березной, сейчас в мире очень популярно разделение ресурсов – так называемый шеринг-экономика (от английского to share – «делиться»).
«Например, мы решили научиться кататься на лыжах. Как правило, не идём сразу в магазин и не покупаем комплект дорогостоящего снаряжения, а сначала берём его в аренду, учимся и уже тогда решаем, покупать или нет. Такой подход полезен и для предпринимателей, которые могут не инвестировать сразу большое количество средств в то или иное оборудование, – говорит Андрей Березной. – Так, к 1 июля 2019 года более миллиона бизнесменов должны обзавестись онлайн-кассами. Мы предлагаем им не только саму кассу, но и даём возможность взять её в аренду, чтобы не тратить сразу существенную сумму денег».
Такая услуга особенно удобна для сезонного бизнеса, например – для туристического, который активно развивается в Прибайкалье. В горячее время предпринимателям можно забыть о любых проблемах, связанных с онлайн-кассой: в аренду включена услуга экстренной замены аппарата и на основном тарифе – полное сервисное обслуживание: настройка, установка, техосмотр, переподключение, консультация. Также кассу напрокат часто берут стартапы, которые пока не уверены в успехе своего бизнеса и берегут каждую копейку. Покупка онлайн-устройства для них дорогое удовольствие.
Эксперты прогнозируют, что 2019 год обещает российскому бизнесу немало новых вызовов. Справиться с ними помогают в том числе современные технологии – например, «облачные» сервисы. Однако в обществе до сих пор есть стереотип, что это требует больших финансовых и технических вложений и доступно только для крупного бизнеса. Андрей Березной утверждает: воспользоваться «облаками» сейчас может и средний, и малый бизнес.
«Мы, выходя на рынок «облачных» технологий, предлагаем не инвестировать крупные суммы в покупку «железа» и программного обеспечения. Чтобы облегчить бизнесменам работу, сэкономить их время и деньги, мы разработали целый набор услуг – от самых простых (хранение резервов) до полного перехода на наши вычислительные мощности, – поясняет Андрей Березной, а что касается стартапов, то здесь есть все условия, чтобы в зависимости от задач легко свернуть и легко развернуть бизнес».
Сам себе маркетолог
Зачастую успех бизнеса зависит от грамотной рекламы. Стереотип работает и здесь. Многие считают, что хороший пиар стоит дорого. Однако бизнесмен может сам, не нанимая маркетолога, провести целую рекламную кампанию. Для этого ему нужен только компьютер.
«Мы разработали новый сервис «МТС-маркетолог» – с его помощью можно быстро запустить sms-рассылку по интересующему региону, выбрать аудиторию по доходам, полу, возрасту и конкретному месту прибывания. Это возможность привлечь новых клиентов и напомнить о себе существующим. Например, салон красоты может организовать акцию по женской стрижке и с помощью рассылки уведомить о ней девушек, живущих в этом районе», – говорит руководитель группы привлечения корпоративных клиентов иркутского филиала компании Марина Петелина.
«Предприниматели в Иркутской области уже поняли, что грамотно настроенные бизнес-процессы могут сэкономить деньги и время, которые необходимы, чтобы развиваться и расти, – резюмирует Марина Петелина. – Наши сервисы помогут закрыть потребности компании под ключ, при этом самой фирме зачастую достаточно иметь лишь выход в Интернет».