В конце 1991 года российское социалистическое государство перестало существовать, на смену ему пришла Российская Федерация. И действовавшая на территории страны Конституция, принятая в 1978 году, уже не могла быть основными законом. Власти пытались изменить ее многочисленными поправками, что привело к противоречиям внутри документа.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/d4/9378/07fc751b7526a5b8210b231a557bc80b.jpg)
![](https://aif-s3.aif.ru/images/002/836/0467cabb004399ed14187aee884c2203.jpg)
По мнению заместителя губернатора Иркутской области, участника Конституционного совещания 1993 года Виктора Игнатенко, главным последствием этого события было то, что власть, разрешив споры насильственным методом, потеряла доверие граждан.
– То доверие, которое было к институтам власти в 1991 году, было утрачено. И, на мой взгляд, не восстановлено до сих пор, – говорит замгубернатора. – Падение доверия мы ощущаем на многих моментах. Родом оттуда и явка на выборах, апатия населения, проблема развития гражданского общества. Не знаю, сколько ещё предстоит сделать, чтобы его вернуть.
Нет денег – не конституционных прав
Так или иначе, в условиях политического и экономического кризиса, страна всенародным референдумом ровно 20 лет назад приняла действующую по сей день Конституцию РФ.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/46/47870/57ccfad60cdb9844ae638b87f56697e1.jpg)
За это время, с точки зрения конституционного строительства нам так и не удалось решить проблемы федерализма, считает Виктор Игнатенко. Как и до 1993 года регионы по-прежнему находятся в сильной финансовой зависимости от федерального центра - Москва, как всё забирала, так и забирает.
Как отметил председатель ассоциации муниципальных образований Иркутской области, мэр Черемхово Вадим Семёнов, Конституция 1993 года предоставила такие гарантии на местное самоуправление, каких нет ни в одной Конституции мира.
– То есть документ установил децентрализованную систему управления и закрепил основы взаимоотношения государства и органов местного самоуправления, которые не входят в систему государственной власти и, следовательно, не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления, – говорит мэр.
Однако, отмечает Семёнов, процесс становления местного самоуправления до сих пор идёт не просто. Основная причина - финансовая несостоятельность многих муниципалитетов, которая не позволяет полноценно выполнять свои полномочия.
– Между тем количество вопросов местного значения постоянно растёт. Если первоначально федеральный закон определял нам 27 полномочий, то сейчас их уже 44. При этом количество финансовых возможностей муниципалитетов не увеличивается, а сокращается, констатирует Семёнов. – Все понимают, что система местного самоуправления, обеспеченная финансово-экономическими гарантиями – это стабилизирующий фактор в удовлетворении основных жизненно важных и насущных проблемы населения. Ведь именно на муниципальном уровне решаются самые чувствительные вопросы – обеспечение порядка в ЖХК, благоустройство городов, развитие общей инфраструктуры.
План на будущее
Председатель Законодательного собрания Иркутской области Людмила Берлина, в свою очередь уверена, что документ 1993 года остановил развитие экономического и политического кризиса в стране. Она уверена, в документе заложены те ценности, на которых формируется Российская Федерация и развивается российский многонациональный народ.
- Сегодня, безусловно, мы должны ответить на вопрос - все ли закреплённые Конституцией права и свободы в полном объёме исполняются? Конституцией заложено - государство обязано предоставить людям возможность работать исходя из своего образования, своих желаний и потребностей. Те, кто в силу своего возраста и здоровья не может воспользоваться этими правами, должны быть поддержаны институтом социальной защиты и социальной компенсации. Говорить, что у нас в этой сфере всё решено - безумие. Но не зря Конституция, провозгласив человека и гражданина главными ценностями, определила этим нравственный ориентир и вектор развития страны. Это программа действий на будущее, - говорит спикер парламента. - И мы, опираясь на 20-летний опыт работы Конституции, можем говорить, что следовали и будем следовать этому курсу.