26 сентября жители посёлка Большие Коты, отрезанного от внешнего мира Байкалом и крутыми сопками, встречали гостей с «большой земли». В 10.00 к местной пристани причалил теплоход, на котором прибыли члены Иркутской районной территориальной избирательной комиссии. Вместе с ними в посёлок приехал и корреспондент «АиФ в Восточной Сибири».
В Большие Коты можно добраться только по воде летом и по льду зимой. Автомобильной дороги здесь нет. Это единственный труднодоступный населённый пункт в Иркутском районе, поэтому и выборы депутатов районной Думы проводятся в нём заранее.
Дата предварительного голосования выбрана неслучайно: 26 сентября - предпоследний день, когда на Байкале официально разрешена навигация, затем на озере начинает набирать силу шторм и добраться до Больших Котов становится проблематично. Говорят, в прошлом году члены избирательной комиссии попали в нешуточную болтанку, когда плыли в посёлок проводить досрочные выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области. К счастью, на этот раз священное озеро было спокойным. Любуясь величественными жёлто-зелёными горами и ожившей гладью Байкала, мы не заметили, как на горизонте появились маленькие домики - пароход приближался к Большим Котам.
Нас никто не встречал, поэтому мы самостоятельно отправились на избирательный участок, разместившийся в здании местной школы. Но гостям здесь явно были не рады.
Гостям здесь не рады
Председатель избирательного участка Вадим Рыбаков на просьбу журналистов рассказать о жизни в посёлке раздражённо ответил: «По телевидению из года в год показывают и говорят одно и то же - про досрочное голосование в Больших Котах, про наши проблемы, однако это ничего не меняет». Немного остыв, Вадим Иванович рассказал, что у местного населения нет никакого доверия к власти. Люди не хотят голосовать, потому что видят депутатов только накануне выборов - один только раз.
- В прошлом году обещали отремонтировать мост через реку Котинку, - вступила в разговор учительница Татьяна Вещева. - Местные жители уже готовы были приступить к строительным работам. Однако власти о своём обещании забыли. Этот вопрос не решается уже четыре года.
Диалог с населением всё-таки состоялся. Мэр Иркутского района Игорь Наумов и исполняющая обязанности главы Листвянского муниципального образования Татьяна Горбачевская встретились с местными жителями и заключили с ними гражданско-правовой договор, согласно которому мост будет реконструирован до 15 декабря этого года. Кроме того представители районной власти обещали после выборов приехать в Большие Коты вместе с новым депутатом, на сельском сходе выбрать старосту посёлка, который будет держать постоянную связь с администрацией.
И.о. заведующего Байкальской биологической станции НИИ биологии (единственного «градообразущего» предприятия) Людмила Ряпенко, воспользовавшись приездом мэра района, подняла важный вопрос. На протяжении многих лет в конце навигационного периода жители посёлка пользуются услугами парохода «Кожов», а он находится на балансе биостанции.
- Пенсионеров и детей мы перевозим бесплатно, - подчеркнула Людмила Николаевна. - Станция полностью содержит судно, его команду, покупает горючее. Хотелось бы получать какую-то компенсацию от государства. Кроме того, пирс, последний раз ремонтировавшийся в 2000 году, находится в предаварийном состоянии. Если 9 лет назад на его ремонт ушёл миллион рублей, то сейчас даже страшно представить, сколько потребуется денег.
Нет работы - нет молодёжи
В числе главных поселковых проблем Вадим Рыбаков также назвал безработицу. В Больших Котах живёт около ста человек, при этом работает лишь 7-8 из них. Есть один учитель, один библиотекарь, два лесника, несколько человек заняты на биостанции.
- В посёлке остались в основном пенсионеры, - добавил Вадим Иванович. - Молодёжи работать негде, поэтому она уезжает в Иркутск.
«Жидко» в Больших Котах и с детьми: сейчас в местной малокомплектной школе учится пять ребятишек (четверо - в четвёртом классе и одна девочка в третьем). Все предметы, в том числе пение, рисование, физкультуру, у ребят ведёт одна учительница - Татьяна Вещева.
- Детей мало, поэтому работать несложно, - делится она. - Занятия получаются индивидуальными, иногда общую программу мы проходим быстрее, чем в городских школах. У детей есть все уроки, только с физкультурой проблемы: нет спортзала, в тёплую погоду занимаемся на улице.
Школа в посёлке служит центром общественной жизни: здесь проходят праздники на Масленицу, Новый год, 8 Марта и 23 Февраля, в которых принимают участие и дети, и взрослые. Однако в следующем году народные гуляния уже вряд ли состоятся: школу закроют, так как в посёлке нет подрастающих первоклашек. «Культурным оазисом» в Котах останется лишь библиотека, забитая советской литературой.
Выпускникам начальных классов придётся дальше учиться в посёлке Листвянка либо в Иркутске. У Татьяны Вещевой уже сегодня болит голова, куда пристроить сына Ефима, который нынче должен окончить четвёртый класс. «Собираюсь переезжать в город», - говорит она. Как сложится судьба остальных ребятишек, пока неизвестно. Не исключено, что кто-то из них завершит образовательный процесс на четвёртой ступени…
Тем временем на избирательный участок стали подтягиваться люди. Одним из первых голосовать пришёл 78-летний коренной житель посёлка Николай Вещев. На вопрос: «Как живётся?» - задорно ответил: «Лучше всех никто не живёт. Я не жалуюсь: пенсию платят вовремя, кормит своё хозяйство, огород». Единственное, на что посетовал дедушка, так это на то, что «народ нынче пошёл недружный», каждый сидит в своей «конуре» и не высовывается. Самые лучше времена, по мнению Николая Васильевича, были в послевоенный период. Тогда Большие Коты простирались на три километра, в посёлке работали старатели. Кстати, Николай Вещев тоже трудился на золотодобывающем прииске.
Другая жительница посёлка Капитолина Суворова обрисовала картину жизни менее оптимистично. Она приехала в Большие Коты в 1956 году из Бурятии. 25 лет проработала на биостанции лаборантом аквариумной, за что получила пенсию четыре тысячи рублей и букет болезней: у Капитолины Ивановны проблемы со спиной и ногами, так как женщина всю жизнь носила резиновые сапоги и работала в холодном, сыром помещении. На пенсии ей тоже не удаётся отдохнуть: в свои 77 лет она сажает огород и держит кур. Благо, сын помогает. Он уже 7 лет как безработный. И не потому, что тунеядец - просто мужчине с высшим образованием охотоведа работать в посёлке негде. Приходится перебиваться случайным заработком на строительстве дач, которых в Котах больше, чем жилых домов. Богатые двухэтажные особняки создают иллюзию того, что селяне живут в достатке и ни в чём не нуждаются.
Побаловать себя нечем
А между тем народ даже хлеба вдоволь не видит. «Мы настолько отвыкли от свежего хлеба, что уже забыли его вкус», - говорит библиотекарь Нина Помазкина. Дело в том, что продукты в посёлок привозят в лучшем случае раз в две недели, поэтому люди запасаются хлебом и другими товарами впрок. Когда хочется есть, не смущают и цены, которые иногда в два раза выше среднегородских. Однако съездить самому в Иркутск обойдётся ещё дороже: билет на теплоход в одну сторону стоит 450 рублей. «Но в городе хоть что-то свежее купить можно, побаловать себя морской рыбкой, мороженым», - отмечает Нина Иннокентьевна.
Люди выкручиваются кто как может, по возможности стараются покупать все продукты оптом. О социальном магазине взамен коммерческим киоскам народ уже и не мечтает.
В дефиците также молоко и мясо. Местные жители почти не держат домашнюю живность, коровы здесь есть лишь в трёх семьях. Старикам не потянуть корову: нужно заготавливать сено, покупать в городе корм.
За разговорами с местными жителями время пролетело незаметно. Уже в четыре часа дня досрочные выборы депутатов районной Думы в посёлке закончились. Из 49 избирателей в Больших Котах проголосовали 23. Подведя итоги выборов, избирательная комиссия засобиралась домой. Уезжать из этого живописного уголка было немного грустно: завтра сюда придёт последний пароход, и котинцы останутся отрезанными от цивилизации. Вместе со своими проблемами и неопределённым будущим.
Это интересно:
Существует несколько версий происхождения названия Большие Коты. Кстати, «котЫ», с ударением на последний слог, - это адаптированный вариант, первоначально название звучало Большие КОты. Оказывается, ничего общего с пушистыми домашними любимцами оно не имеет. Согласно первой версии посёлок нарекли в честь ловушки для рыбы под названием «котцы», которую активно использовали байкальские переселенцы. По другой версии название посёлку дала популярная в давние времена тёплая обувь кОты, похожая на охотничьи ичиги. В третьей версии говорится о том, что коты - это деревянная обувь, которую надевали каторжникам. Колодки были на два-три размера меньше, чтобы невольники не сумели в них далеко уйти. Однако легенда гласит, что одному из арестантов всё же удалось бежать. Он спустился с горы к Байкалу и скинул со своих стёртых в кровь ног пыточную обувь. Человек пошёл дальше, а арестантские колодки оставил на берегу. Мимо шли старатели и как раз под котами обнаружили большую золотоносную жилу. Местность, где она была найдена, получила название Большие Коты.