aif.ru counter
207

Некоторые секреты избирательных кампаний или...

Голосуй… эмоциями?

В октябре и марте - дважды в год (так определило законодательство) - мы становимся избирателями. Скоро - 11 октября - нас вновь пригласят в избирательные кабинки, нам предстоит сделать выбор в пользу того или иного кандидата. В основе этого выбора, конечно же, заложены определённые принципы, которые и формируют наши предпочтения, нашу политическую культуру. О ней и поговорим сегодня.

Как ни печально сознавать, но своеобразие нашей политической культуры заключается в том, что она носит ярко окрашенный эмоциональный характер.

Учёные, изучающие проблему политической активности, отмечают, что многие избиратели не всегда способны разобраться в политических позициях, программах, предвыборных платформах кандидатов во власть. Многие не могут рационально, что называется умом, обосновать свой выбор. Избиратель голосует эмоциями, настроением, чрезвычайно изменчивым и зависимым от многих ситуаций. Именно поэтому у нас так много кандидатов, например, в депутаты, желающих манипулировать нашим мнением, и их популистские обещания желанны нами и весьма эффективны.

Полагаю, в преддверии выборов, которые состоятся менее чем через две недели, мы все должны знать отдельные рецепты незаконных, наглых приёмов и средств некоторых избирательных технологий.

Психологические способы воздействия на нас, избирателей, напоминают сегодня, по сути, психологическую войну. Но чтобы обезопасить себя, свою психику, надо знать их «рецептуру», знать, чтоб голосовать не только эмоциями.

Докажи, что ты не верблюд

Такой способ воздействия на людей вдохновил незабвенного Козьму Пруткова на афоризм: «Если на клетке слона прочтёшь надпись: «Буйвол» - не верь глазам своим»

Специалисты знают об этом психологическом явлении. Его широко применяли пропагандисты фашистской Германии - чем нелепее ложь, тем, как ни странно, ей больше верят.

Так, у нас в Иркутске вышла листовка-газета и там написано столько всяких нелепиц про одного из действующих депутатов, избирающегося на новый срок в городскую Думу. Человек достойный. Известный в городе… Тем более ведь интересно узнать о нём нечто такое… А «такое» - сплошные небылицы бессмысленного содержания. А сама листовка-газета - с фальшивыми подписями и такими же фальшивыми выходными данными. Такой «агитационно-пропагандистский продукт», насыщенный клеветой, попадает под статью уголовного кодекса и за него грозят не только огромный штраф, но и «дом с решётками».

Или ещё один приём, сработанный по тому же рецепту «психологического давления», один из самых циничных: детям в возрасте от нескольких месяцев до 16 лет направляются письма в поддер­жку кандидатов, подписанные уважаемыми людьми. Понятно, что это прямое давление на родителей-избирателей - знаем, дескать, «всё про вас» и о детях ваших знаем.

Справедливо во всероссийском еженедельнике «Аргументы и факты» за 16 сентября 2009 г. предлагается правоохранительным органам Иркутска вмешаться в этот так называемый «агитационный процесс». Уверен, тот, кто подписал эти письма, даже не догадывается, как они используются. Это «изобретение» их помощников - горе-технологов от политики.

Ещё один приёмчик подобных «специалистов» - использование в предвыборной агитации несовершеннолетних детей, которые распространяют специально подобранные выпуски листовок в форме газет и другую печатную продукцию. Такого ещё не было в Иркутске. К сожалению, в этом году появилось.

Или прямо «зловещие» приёмы - поджоги машины, гранаты и т.п. Приём известный - он используется, чтобы привлечь внимание к кандидату в депутаты. Вот такой он, дескать, герой, вот какой он лидер, вот какой он наипервейший! Вывод: все и всё против него - и яйцами забрасывают, и гранатами, и даже машины поджигают. Право, и смешно, и горько – ведь это обычный информационный повод для средств массовой информации, чтобы «раскрутить» своего кандидата.

Политическим психологам известно, что когда люди сталкиваются с чем-то непонятным, но важным или вызывающим любопытство, они всегда стараются найти разъяснение. И слух, сплетня помогают «разъяснить». Ведь нормальному человеку, психически здоровому, незнакомому с секретами грязных избирательных технологий, даже в голову не придёт мысль, что можно поджечь собственную машину ради того, чтобы оболгать оппонента, соперника.

Сплетни и слухи из «достоверных» источников

Поползли по городу разного рода сплетни и слухи о некоторых достойных, умных, работящих кандидатах в депутаты Думы Иркутска. Особенно достаётся представителям правящей партии. Успел человек многое - делу служит самоотверженно, польза от него людям большая. И депутат из него получится заметный. На общественных началах будет трудиться. Ан нет… И пошло-поехало: и вор он, и гарем у него, и людям зарплату не платит (или платит совсем мало), и пассивный гомосексуалист, и человек корыст­ный. Что ещё? Да всё, что может придумать извращённый ум, всё, что не может прийти в голову человеку неискушенному, честному, открытому, коими и является абсолютное большинство избирателей.

Но незнание и приводит к тому, что сознанием этого абсолютного большинства манипулируют. Как это делается?

Вот только один пример. В одном из русских изданий в Париже, а затем в газетах нашей страны, в том числе и в иркутских, в начале нынешнего века распускался совершенно нелепый слух. (Представьте, сколько долларов на это потратили - ведь из самого Парижа ниточка тянулась). Слух о том, что один из кандидатов на должность губернатора (дело было ещё тогда, когда губернаторов выбирали) вызвал более 50 сотрудников спецназа НАТО из Брюсселя. И ещё: передали ему 100 миллионов долларов наличными. И жили спецназовцы в гостинице КГБ. Вы знаете, где она находится? Убеждён, что даже руководство ФСБ не знает.

А вы представляете, сколько портфелей надо, чтобы передать наличными 100 миллионов долларов? Да ещё лично в руки?! Бред, конечно. И всё это - пустышка, выдумка: и гостиница, и спецназ, и доллары…

Технология слуха проста. Создаёт слух специалист. Возможно, даже высокого уровня. Распространить слух может журналист через СМИ, агитаторы, специально подготовленные люди на скамейках возле дома, в магазинах, трамваях и т.д. и т.п.

Чтобы мы, избиратели, поверили всей грязи об оппонентах, соперниках, нужна какая-то доля правды. А правда состоит в том, например, что жизнь ухудшилась. Безработица. Воруют. Люди разуверились во многом. И на этом фоне написать можно обо всём. И обо всех.

Вал клеветы страшен. Он разрушает сознание. Дезориентирует избирателей. Слухи проникают через эмоции и чувства. И создают определённое негативное настроение.

Или ещё один приём - «агрессивная вертушка». Выпускается много-много листовок-газет - сотни тысяч, а иногда даже миллион. Чёрная краска. «Жёсткий» шрифт. Фотографии помоек, луж, разбитых домов… Правда это?

Да, правда! Но ведь и оппоненты говорят об этом. И они стараются, чтобы жизнь была светлее - лечат, учат, строят, производят…

Но в противовес кандидатам-созидателям «лепят» горе-технологи фон беспросветности, пессимизма, депрессии.

А избирателю ведь программа нужна, конкретные дела. Они должны видеть путь, который и облегчит, и улучшит их жизнь. Но технологам-шарлатанам нужно только одно - схватить большие деньги. Такие и используют грубые «грязные» методы. В том числе и обещания, которые потом не выполняются.

«Зри в корень»

Это, к сожалению, проще сказать, чем сделать. У нас не выработан барьер, защита против секретов избирательных технологий.

Мы не всегда способны остановиться в границах здравого смысла. Стиль психологической войны, массовая, чрезвычайно агрессивная «чернуха» накаляет до предела общественно-политическую обстановку, калечит неустойчивую психику нашей молодёжи - особенно тех юношей и девушек, которые работают в таких вот «командах» агитаторами, помощниками.

Всех нас программируют на то, чтобы вызвать не только неприязнь к тому или иному кандидату, а опустить руки, ещё больше утвердиться в мыслях: ничего изменить нельзя в этой жизни - только возненавидеть всё вокруг.

И конечно, тогда легче применить и такие средства, как открытый подкуп избирателей - ты мне «голос», а я тебе бутылку водки или сто рублей, или даже чуть побольше. Такие вот горе-кандидаты с помощью политтехнологов, продающие всё и вся, без всякого понятия о совести, рвутся к власти.

Всё это создаёт реальную опасность для психического здоровья общества.

Но, к счастью, значительная часть людей уже стала понимать, что происходит на выборах. Политическая культура формируется самой жизнью. Люди получают добрый опыт участия в политической деятельности. Учатся голосовать не сердцем или каким-то другим органом, а умом.

Они знают, что существуют современные технологические методы оболванивания индивидуального и общественного сознания. Они знают, что эти техники разрабатывались для спецслужб, а затем их стали применять в политике, маркетинге, рекламе, в том числе политической. Они знают, что применение подобных методов в политике, как правило, утаивается.

Они знают: именно от их выбора, а не грязных технологий, зависит будущее семьи, детей, внуков.

В этом суть и надежда!

Об авторе:

Константин Жуков - известный среди  профессионалов специалист по проблемам политического соперничества в современной России. К. С. Жуков - автор и соавтор многих монографий, пособий, статей (среди них - «Психология в политической деятельности», «Азбука избирательной кампании», «Политическое соперничество в современной России (опыт категориальной систематизации)» и др.).

Руководитель лаборатории гуманитарных и политических технологий Иркутского государственного университета. Член Союза журналистов России. Читал курсы лекций в университетах Германии, Чехии.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах