Подземный космос: тайны человечества учёные ищут в пещерах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. «АиФ в Восточной Сибири» 20/03/2013
Фото из архива Александра ОСИНЦЕВА

Иркутск, 20 марта – АиФ-ВС. Именно там сегодня можно найти и простор для подвигов, и множество «белых пятен» на карте, и знания, способные перевернуть наши представления о мире… Земля Санникова. Новое измерение. Целый космос, скрытый в земных глубинах.

В царстве замершего времени

Александр ОСИНЦЕВ.

Фото Инны ПАЛЬШИНОЙ

- Вопреки многим заблуждениям, в пещерах совсем нет света, ни кванта - только непроницаемая темнота, говорит Александр. - Нет ни ночных, ни сезонных колебаний температуры. Мы ставим внутри пещер метеостанции, которые целый год фиксируют температурные изменения, и они чертят абсолютно ровную линию. Колебания появляются только с приходом людей. В большинстве пещер очень высокая, почти стопроцентная влажность… Это несвойственные для большинства живых организмов условия. И всё-таки жизнь там есть. Это бактерии, всевозможные грибы, совершенно маленькие насекомые размером не больше пары миллиметров.

Любой предмет, попавший в пещеру, «консервируется» там и хранится миллионы лет, объясняет спелеолог. Благодаря этому свойству сегодня в мировой науке делаются потрясающие открытия. Александр Осинцев, много лет руководивший известным даже за пределами страны спелеоклубом «Арабика», за тридцать лет изучения «подземного космоса» стал свидетелем мировой «спелеологической революции»:

- Сейчас в этом направлении наблюдается целый научный бум, и всё произошло буквально за последние десять лет. Уже широко используется термин «спелеосфера» - пещерная оболочка земли. Произошёл информационно-разведывательный взрыв, и границы подземного мира стремительно расширяются. Если в середине прошлого века на территории всего СССР было известно лишь четыреста пещер, то сейчас даже в Иркутской области их открыто около трёхсот. Самая длинная исследованная пещера мира уже достигла… шестисот километров.

Загадки «подземелья»

Все самые громкие последние открытия учёных связаны именно с подземным миром, считает Александр. Например, на Юкатане недавно была открыта огромная система подводных пещер, в которых обнаружили останки древних людей и ритуальные предметы. По словам нашего гостя, полученные знания могут заставить человечество пересмотреть теорию заселения американского материка. Всколыхнул научное сообщество и «Денисовский человек», найденный в алтайской пещере. Возраст находки - 30-40 тысяч лет. До сих пор специалисты спорят, является ли он отдельным подвидом человека - пограничным между неандертальцем и гомо сапиенс.

Так называемые «низкотемпературные» бактерии, живущие в пещерах, также ещё откроют человечеству много интересного, уверен Александр. Эти организмы способны выживать при температуре от 0 до +4 градусов по Цельсию. На их основе можно, например, вывести «борцов» с сельскохозяйственными вредителями. Или невидимых «помощников» космонавтам, способных очищать космические корабли от вредных бактерий. В прошлом месяце иркутские спелеологи взяли микробиологические пробы в самой крупной пещере страны - Ботовской (она расположена в Жигаловском районе), сейчас их исследованиями займутся красноярские учёные.

- Если продолжать логическую цепочку, можно предположить, что если жизнь на Марсе будет обнаружена, то это произойдёт непременно в пещерах. Именно там могут быть вполне пригодные для жизни условия по сравнению с поверхностью Красной планеты, - делится соображениями наш собеседник.

Если в середине прошлого века изучением пещер занимались преимущественно учёные-академики, сегодня, рассказывает Александр, в спелеологию хлынул огромный поток энтузиастов. Одни приходят, чтобы обрести круг близких людей: в среде исследователей всегда царит особая, созидательная атмосфера. Других тянет сама загадка неисследованного пространства.

- Когда ты юн, всё угловато и чёрно-бело, хочется быть героем, зайти дальше всех, глубже всех... Со временем приходит понимание, что мир устроен очень многогранно, и больше всего радости могут доставлять какие-то совершенно небольшие пещеры… Наступает ощущение цельности мира, - рассуждает иркутский исследователь о том, как меняет человека спелеология.

Иркутский «арьергард»

Благодаря Александру и его единомышленникам столица Восточной Сибири сегодня считается одним из центров российской спелеологии. Именно иркутяне двадцать лет назад открыли в Абхазии пещеру Сарма, входящую в пятёрку глубочайших на планете. Недавно иркутские спелеологи на севере Иркутской области обнаружили первую в мире карту пещер, наши земляки участвуют в составлении карты пещер Тибета, они же сделали целую серию открытий на Аляске…

Сегодня наш герой занимается подготовкой спасателей, способных действовать под землёй. Такие операции - «высший пилотаж», одни из самых сложных работ.

- Подземный мир непрост и, конечно, потенциально опасен. Хотя, я думаю, если посмотреть статистику, заниматься исследованиями пещер вряд ли опаснее, чем, скажем, переходить дорогу в центре города, - считает организатор более чем сотни экспедиций. Есть риск просто застрять или быть застигнутым водой, но главная опасность для человека - это он сам. Новичка, впервые оказавшегося в пещере, спелеолог сравнивает с тем, кто, не умея водить, очутился на оживлённой дороге за рулём машины.

И всё-таки загадки пещер сегодня притягивает сотни и тысячи людей со всего света. И их, уверен Александр Осинцев, ждёт настоящий простор, ибо «белых пятен» на карте подземного мира куда больше, чем освоенных человеком островков.

Языком цифр:

Почти 5000 метров составляет самая длинная подводная пещера мира - Ордынская, расположенная в Пермском крае.

На 2191 метр уходит под землю самая глубокая в мире Воронья пещера (она же Крубера), расположенная в Абхазии.

Свыше 560 000 метров - протяжённость самой длинной в мире пещеры Маммот, расположенной в США.

31 790 метров - длина пещеры Гуфр Берже во Франции. Именно она считается самой опасной на планете.

360 метров в глубину и 55 в диаметре - характеристики пещеры Ласточек, расположенной в Мексике. Она считается одной из самых известных на планете.