Только в Иркутске за девять месяцев этого года полицейские получили 719 заявлений о розыске несовершеннолетних - на 58 больше, чем в прошлом году.
Последний случай произошёл в этом месяце: из детского дома сбежали сразу восемь воспитанников. Сотрудники органов и общественники бьют тревогу: подростки отправляются в «самоволку» всё чаще - год от года цифры только растут. Проблему, которая грозит превратиться в массовую, эксперты обсудили на круглом столе в пресс-центре «АиФ-Иркутск».
Не от хорошей жизни
Случаи, когда дети убегают от любящих мамы и папы, хоть и случаются, но достаточно редки по сравнению с количеством историй, когда ребёнок отправляется на поиски более счастливого детства из госучреждений и больниц. В этом году в Иркутске оттуда убежали 366 подростков. До сих пор в розыске находятся 35 детей.
Елена Бычинская |
По словам старшего инспектора отдела по делам несовершеннолетних УМВД России по Иркутску, капитана полиции Елены Бычинской, основная причина ухода несовершеннолетних - их социальная запущенность. Зачастую в соцучреждения попадают дети, родители которых лишены родительских прав. При этом 80% страдают психоневрологическими заболеваниями: шизофренией, умственной отсталостью, синдромом бродяжничества. Многие привыкли вести асоциальный образ жизни.
Чаще всего «родной казённый дом» оставляют подростки 15-17 лет. Они не хотят подчиняться режиму соцучреждений, жаждут приключений или просто уходят «за компанию».
- Ещё одна причина - недостаточное внимание к проблемам детей со стороны руководителей учреждений, - считает старший инспектор. - Свободным временем этих ребятишек тоже часто никто не занимается. Нужно понимать, что это особые дети: они, как правило, неусидчивы, спонтанны в поведении, их непросто заинтересовать. Персонал же в таких домах часто не имеет большого опыта в общении с подобными детьми.
Выработали привычку
- Мы их возвращаем, а они опять убегают, - сетует полковник Андрей Жбанов, заместитель начальника УМВД по Иркутску.
Андрей Жбанов |
Больше половины подростков, которые уже нашлись, отправляются «в путешествие» снова и снова. Да так часто, что воспитатели интернатов, просто привыкают к постоянным побегам детей и перестают их искать.
- Госучреждения не своевременно заявляют об уходе несовершеннолетних, - констатирует полковник. - С учётом того, что некоторые бегают по нескольку раз, это неудивительно. К примеру, у нас есть такой воспитанник в одном из иркутских учреждений в микрорайоне Юбилейном. Он уходит в месяц по три - четыре раза: у него синдром бродяжничества. К сожалению, администрация учреждения привыкла к тому, что дети сбегают, и ждёт по нескольку, дней прежде чем сообщить нам. Такую тенденцию необходимо ломать.
Как говорит уполномоченный по правам ребёнка в Иркутской области Светлана Семенова, в основе постоянных побегов несовершеннолетних не всегда лежат проблемы самих детей. Часто это проблемы взрослых, неспособных создать для ребёнка хорошие условия.
Светлана Семенова |
- У нас есть учреждения (например, детский дом № 2 в Иркутске), из которых ребятишки не уходят в принципе, - заявляет Светлана Семёнова. - А есть пятый детский дом, из которого дети бегут постоянно. Это говорит о плохой организации внутри учреждения. Если ребёнку плохо в детдоме, он найдёт любую причину, чтобы убежать. Здесь уже возникают большие вопросы к руководству, и я уверяю, мы им скоро займёмся.
Нередко, по словам уполномоченного, из детских домов убегают к родителям, лишённых родительских прав.
- Иногда нам кажется, что, поместив малыша в соцучреждение, мы спасли его от асоциальной обстановки, решили, где ему будет лучше, - говорит Светлана Семёнова. - Но, как бы не было чисто и красиво в учреждении, ребёнку хочется к маме - туда, где он родился и вырос, где его якобы любят.