Примерное время чтения: 10 минут
1313

Хороший плохой полицейский: почему люди не верят тем, кто их защищает?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. «АиФ в Восточной Сибири» 06/11/2013
Олеся Тугутова / АиФ-Иркутск

Тема модернизации правоохранительных органов добрые полгода не сходила ни с языка обывателей, ни с первых полос газет. А потом внезапно вдруг сошла. Почти на нет.

Со времён залихватской реформы прошло уже два года, а итог пока неясен. Что изменилось в структуре, охраняющей порядок и закон, и изменилось ли что-то вообще? Понятно пока одно: отношение людей без погонов к людям в форме кардинально не изменилось. Полиции, несмотря на «комплекс принятых мер», по-прежнему не верят на сто процентов. Одна из причин: не все, попавшие в беду, находят в отделах полиции помощь и участие.

«Приходите, когда зарежут»

Даже повидавшие виды журналисты ужаснулись, прочитав письмо, которое прислал в нашу редакцию житель Саянска Геннадий Локтев. Хотя называть это просто письмом было бы ошибкой, скорее - настоящий крик о помощи.

Печально, когда граждане сомневаются в доблести полицейских. Фото: АиФ / Дмитрий Шиманский

Мужчина рассказал, что всё началось, когда нетрезвый муж его дочери устроил ДТП и «свалил»  вину на свою жену, которая после аварии попала в больницу с переломом позвоночника. Когда несчастная женщина написала в ГИБДД заявление о том, кто на самом деле виноват в аварии, её нерадивый муж начал угрожать ей и её родителям, шантажировать, тайком забирать детей из школы и садика и даже пытался устроить поджог. По словам потерпевших, мужчина приходил «разбираться», исключительно будучи пьяным и вёл себя более чем агрессивно.

Естественно, страдающая от нападок «родственника» семья несколько раз обращалась за помощью в полицию Иркутска, однако адекватного отклика так не увидела. Как говорит Геннадий Локтев, сотрудники правоохранительных органов не принимали никаких серьёзных мер, а позже и вовсе заявили: «Приходите, когда зарежут». Так и получилось: мужчина чуть не зарезал свою жену и её брата. Они попали в больницу со множеством ножевых ранений. Чудом остались живы.

Тысячу заявлений в день принимает полиция. Фото: Commons.wikimedia.org

- Становится страшно, что от бездействия работников правоохранительных органов может пострадать ещё много людей, которые взывают к помощи, - пишет в своём письме Геннадий Локтев. - Не зная, где искать защиту, мы идём в полицию, в прокуратуру в надежде, что нас услышат.

Андрей Бунев

После того, как случилось страшное, Локтевых действительно услышали. Руководитель следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области Андрей Бунев сообщил, что по факту преступления 25 сентября следственный отдел возбудил уголовное дело по статье «Покушение на убийство».

- В тот же день были допрошены потерпевший, очевидцы преступления. Сам мужчина задержан и заключён под стражу. Расследование уголовного дела находится на контроле в следственном управлении СУ СКР по региону, - пояснил глава ведомства.

Реакция пошла цепная: сейчас проводится проверка участкового, который должен был помочь страдающей семье избежать страшных последствий. Однако сколько будет длиться разбирательство и к чему придёт - пока неизвестно.

Наталия Козыдло

Если в полицию поступают заявления об угрозах, шантаже, то сотрудники правоохранительных органов должны принимать меры, уверена юрист Наталия Козыдло. По её словам, тот же участковый обязан не просто принять заявление и положить его в стол. Он должен как минимум взять объяснение у того, на кого жалуются, выяснить обстоятельства происшествия у соседей, полюбопытствовать, как нарушитель ведёт себя на работе, провести разъяснительную беседу о последствиях его поступков. Если же угрозы здоровью и жизни реальные, должен ставиться вопрос о возбуждении уголовного дела. В этом случае материалы заявителей должна рассматривать уже служба дознания.

- В этой конкретной истории речь может идти и о том, что нерадивость правоохранительных органов привела к тяжким последствиям, которые можно было предотвратить, - подчёркивает юрист. - Полиция не должна формально относиться к заявлениям. Этот цинизм ещё раз подтверждает, что в органах по-прежнему остались не совсем компетентные люди, которые не сочувствуют потерпевшим, не хотят им по-настоящему помочь.

Два года – не срок

Игорь Архипкин

Проблема профессионализма некоторых сотрудников полиции - одна из основных бед структуры в целом, считает член Общественного совета при ГУ МВД России по региону, профессор кафедры государства и права Юридического института Иркутского госуниверситета Игорь Архипкин.

- Не секрет, что у нас не все полицейские имеют юридическое образование, - поясняет член совета. - Так, в судейской системе, в прокуратуре работают только люди с высшим образованием. То же - касается нотариусов, адвокатов. Для полицейских же наличие диплома - необязательно, отсюда часто и вытекают проблемы профессионализма.

Однако плюсы у нашумевшей реформы, несмотря на все проблемы, всё же есть. По словам экспертов, обыватели их не видят, потому что два года для таких глобальных изменений - не срок. Чтобы преимущества проявились, нужно подождать. Одно из них, по мнению Игоря Архипкина, видно уже сейчас: за два года «модернизации» полиция стала более открытой.

Полицейский - такой же член нашего общества. Фото:  ГУ МВД по Иркутской области

- Если в жизни правоохранительных органов возникают какие-то неприятные события (например, когда сотрудники сами становятся фигурантами уголовных и административных дел), мы узнаём об этом сразу. Раньше подобная информация была закрытой. При этом сейчас выставляется так много негатива, что хорошее порой уходит на второй план. Идёт перегиб: мы сразу начинаем карать и казнить, не замечая многих позитивных моментов.

По оценке самих сотрудников полиции, оперативная обстановка в Приангарье сложная. Несмотря на то, что за последние 5 лет защитникам правопорядка удалось снизить уровень преступности в регионе в 1,5 раза, он всё равно остаётся одним из самых  высоких по России.

Языком цифр:
Только за 10 месяцев этого года сотрудники органов расследовали 23 тысячи преступлений. К уголовной ответственности привлекли 19 тысяч преступников. Более того, 21 тысячу уголовных дел направили в суд. По этому показателю полиция области занимает первое место в Сибири.
Самый неуютный в плане преступности - Иркутск. В областном центре совершается 40-60% от всех правонарушений области. Ни для кого не секрет, что одна из характерных для города на Ангаре проблем - угоны автомобилей. Здесь, по словам сотрудников полиции, им удалось «сломать стереотип», немного изменив подходы к решению проблемы. Теперь полицейские, по их же словам, работают более целенаправленно: они не делают упор на поиски конкретной машины, а стараются поймать организаторов криминального автобизнеса, которые «профессионально» занимаются угонами.

Такая же тактика применяется и при поиске «лесных» злодеев. Благодаря этому за год удалось нейтрализовать 4 преступные группы, которые, говоря простыми словами, воровали лес.

Стоит отметить, что таких результатов сотрудники органов добиваются на фоне сокращения глобального сокращения кадров. За два года реформ из полиции Иркутской области ушло около 170 человек, занимавших руководящие должности. Вместо них полицейские решили набирать участковых, уполномоченных, экспертов, следователей, дознавателей.

Комментарий

Андрей Калищук

- Знаю, что в обществе существует стереотип о том, что многие сотрудники правоохранительных органов - чёрствые люди, которые не хотят помочь. Но вы вдумайтесь в эти цифры: к началу ноября в полицию области с разными проблемами обратилось примерно 300 тысяч граждан. Это практически 1 тысяча  заявлений в день! И каждое из них, уверяю, подробно рассматривается.

Но, так или иначе, случаются и такие факты, когда полиция не делает всего того, что должна. И не только потому, что люди в форме не понимают, куда они попали работать. А попали они, по моему убеждению, в сферу услуг, которые должны предоставлять гражданам. Толстокожие и неотзывчивые полицейские, конечно, есть, но другое дело - как они становятся такими. Если говорить об участковых, то им приходится круглосуточно работать со сложной категорией людей. Они живут практически «на дне», общаются с асоциальным слоем и от этого становятся сухими и неприветливыми. Есть понятие профессиональной деформации. Возможно, изначально сотрудник был хорошим работником, но со временем его всё утомило. Здесь важна роль руководителя, который должен это вовремя заметить.

Тем не менее призываю людей - если вы столкнулись с таким отношением, не паниковать. Если вы не получаете то, что вам нужно в дежурной части, есть голосовые регистраторы, телефоны доверия, Интернет, куда можно обращаться. Мы неоднократно доказывали, что ситуации, когда сотрудники не приняли тех мер, которые должны были, не остаются безнаказанными.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах