Примерное время чтения: 4 минуты
489

Заоблачные цены на авиабилеты стали поводом для судебной тяжбы в Приангарье

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. «АиФ в Восточной Сибири» 29/01/2014
Коллаж Олеси Тугутовой / АиФ

На прошлой неделе областной Арбитражный суд признал неправомерным решение Иркутского управления ФАС о ценовом сговоре четырёх авиакомпаний.

Это дело тянется больше года и, скорее всего, продлится ещё столько же. Казалось бы, всё предельно ясно: антимонопольная служба провела проверку и подтвердила, что перелёты из Иркутска в Москву во втором полугодии 2012 года и в начале 2013-го были слишком дороги, поскольку «Аэрофлот», «Ютэйр», «S7» и «Уральские авиалинии» установили максимальные цены. При этом билеты тех же самых перевозчиков из Читы, Красноярска или Улан-Удэ стоили значительно дешевле.  Узнав об этом, многие наши земляки тогда добирались на поезде до соседних областных центров и уже оттуда летели в столицу. В результате, например, пассажиропоток из Улан-Удэ до Москвы вырос на 15%, в то время как из Иркутска - только на 10.

Отбиваются от обвинений

В идеале обвинённые в сговоре авиакомпании должны были снизить цены, заплатить штраф и под козырёк отчитаться перед антимонопольщиками. Однако сдаваться без боя авиагиганты не собирались. Слишком уж велики потери для них - штраф составил бы от 1 до 15% годового оборота. Поэтому все четыре компании принялись оспаривать претензии ФАС в суде. По словам авиаперевозчиков, никакого сговора не было и нет, они не повышали цены намеренно.

Пассажиры все чаще предпочитают поезд. Фото: АиФ / Андрей Федоров

Кстати:
ФАС России уже несколько лет изучает цены на авиабилеты по всей стране. Как показывает практика, оштрафовать перевозчиков удаётся крайне редко. В 2011-2013 годах ведомство возбудило более 30 административных дел в отношении авиакомпаний, однако к ответственности привлекли всего три - «Якутию», «Руслайн» и «Саравиа». Размер штрафов составил от 300 до 800 тыс. руб.
«Стоимость билета - гибкий показатель, складывающийся в условиях рынка конкретного региона с учётом конкуренции, пассажиропотока и аэропортовых затрат», - парировали компании. В качестве доводов приводились высокие по сравнению с другими городами аэропортовые сборы, а также стоимость ГСМ в Иркутске.

Во время проведения расследования антимонопольщики жаловались на то, что их соперники представляют для проверки очень скудную информацию - только в рамках запрошенных документов, делая всё, чтобы сотрудники ФАС были как можно меньше готовы к судебному разбирательству. В итоге такая тактика сработала - суд первой инстанции встал на сторону авиаперевозчиков и обязал антимонопольную службу отменить свои предписания,  а также вернуть каждому из истцов по 2 тысячи рублей, потраченные на оплату госпошлины.

Пойдут до победного

Для иркутского УФАС такое решение неожиданностью не стало. Антимонопольщики по-прежнему не сомневаются в собственной правоте и намерены отстаивать свою позицию до победного.

- Мы уверены, что поступили правильно, возбудив это сложное, социально значимое дело. С началом нашего производства, связано это с ним напрямую или нет, однако факт налицо: цены на столичном направлении у всех четырех авиаперевозчиков изменились в сторону гуманизма (см. таблицу - Ред.). В своих профессиональных заключениях мы не сомневаемся, модель единого ценового поведения нарушителей конкурентного права нами доказана. Бороться за торжество справедливости мы будем до конца. У нас впереди ещё целых три судебных инстанции, - заявила руководитель Иркутского УФАС Валентина Заморина.

После подачи апелляции, которую служба уже готовит, дело перейдёт на рассмотрение в Четвёртый арбитражный апелляционный суд, затем кассация будет направлена в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Последней инстанцией станет Высший арбитражный суд.

 Фото: АиФ

«АиФ-Иркутск» будет следить за судебным процессом и информировать читателей о его результатах.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах