5 мая следственными органами Следственного комитета России по Иркутской области заведено уголовное дело по факту сброса ОАО БЦБК химического вещества в воду вблизи озера Байкал. В данном случае максимальное наказание подразумевает до двух лет лишения свободы, а при неблагоприятных для фигурантов последствий - и до восьми.

Химическая война
Уголовное дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 247 УК РФ (транспортировка, хранение химических веществ с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека и окружающей среде). По версии следствия, в период с сентября по декабрь прошлого года на БЦБК осуществлялся сброс зелёного щёлока в объёме более тысячи кубических метров. Он оказалась в воде Бабхинского полигона шламонакопителей ОАО БЦБК.
Казалось бы, что в этом такого, это же полигон? Если бы не одно «но». Зелёный щёлок - опаснейшее химическое вещество, которое используется для растворения щепы в процессе варки целлюлозы. Его и «хоронить» запрещается - только перерабатывать.

А если ещё зелёный щёлок встретится со шлам-лигнином, основным производственным «отходом» деятельности комбината, то масштабов этого бедствия лучше себе даже не представлять.
Спиленное имущество
Через два дня после возбуждения уголовного дела следователи СКР совместно с сотрудниками УФСБ по Иркутской области провели обыски в административном здании БЦБК и в производственных цехах. В ходе обысков были изъяты документы и цифровые носители информации, взяты пробы воды. Также следователями установлено, что часть оборудования демонтирована и спилена, а оставшееся находится в нерабочем состоянии.

Напомним, комбинат закрыли в сентябре прошлого года. Но на таких производствах процесс консервации нередко связан с риском для экологии, и он не менее важен, чем само закрытие. А на БЦБК кроме химически вредных веществ находятся 11 опасных производственных объектов, включенных в госреестр. Но фактически отсутствие оборудования означает, что производственную деятельность предприятие не осуществляет и осуществлять не может.
Как сообщила корреспонденту «АиФ-Иркутск» старший помощник руководителя Следственного управления СКР по Иркутской области Карина Головачёва, в настоящее время следователи СКР допрашивают работников предприятия для установления всех обстоятельств в рамках заведённого уголовного дела.