С того момента, как за ледокол «Ангара» развернулась борьба между чиновниками и общественниками, прошло уже полтора года. За это время разговоры про то, что не так в плавучем музее и кто в этом виноват, среди обывателей поутихли, но чиновники продолжали бороться с общественной организацией, «захватившей» судно. Через суд. И дело выиграли.
Музей с матросами
А начиналось всё мирно, никто и не мог предположить, что в финале истории на корабле разгорятся нешуточные страсти. Сначала регион заключил договор безвозмездного пользования ледоколом с Иркутским региональным отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ИРО ВООПИиК), то есть, по сути, разрешил общественной организации распоряжаться самым известным кораблём Иркутской области.
Но возникли проблемы - из охранников памятника общественники в глазах представителей власти превратились в нарушителей: вместо того чтобы заботиться о ледоколе, организация прописалась в нём и якобы стала на корабле зарабатывать. Чтобы это прекратить, воопииковцев из музея решили выселить, только сделать это оказалось не так-то просто: общественники целеустремлённо взялись обороняться. И потянулись суды.
Но покинуть корабль им, видимо, всё-таки придётся. Арбитражный суд Приангарья в середине июля огласил своё решение. Он признал, что ИРО ВООПИиК находится на судне незаконно, и однозначно постановил: выселить.
Теперь многострадальный корабль перейдёт в руки нового хозяина, которым, вместо ожидаемого министерства культуры, оказалась… аварийно-спасательная служба региона.
- В службе есть спасатели и водолазы, которые могут обследовать ледокол и содержать в надлежащем состоянии. Если бы мы передали его, скажем, краеведческому музею, нам бы пришлось заводить там штат матросов, - пояснил министр имущественных отношений Антон Протасов. - К тому же - корабль нужно постоянно регистрировать в Управлении госречнадзора. А этого уже несколько лет не делали.
Работы с новым зданием, как называет его чиновник, теперь невпроворот: в нём заменят электрику, заново покрасят и разберутся с арендаторами, которые обосновались в музее. Будут ли выселять и их - вопрос открытый. Если появится возможность оставить бизнесменов, они начнут платить аренду в бюджет области.
Карты, скафандры, особый пост
Несмотря на то что главными на корабле станут спасатели, основную свою функцию «Ангара» сохранит: там будет музей, в котором, кстати, по правилам расположат ещё и спасательный пост.
Тема спасателей, похоже, будет проходить в музее красной нитью - среди экспонатов в будущем иркутяне увидят даже скафандры водолазов. Директор Иркутского областного краеведческого музея, в ведении которого окажутся все грядущие выставки ледокола, Дмитрий Люстрицкий с министром согласился:
- В фондах нашего музея хранится больше тысячи экспонатов, которые касаются не только истории ледокола, но и истории судоходства на Байкале и Ангаре в целом, - заверил он. - Это навигационное оборудование, предметы, принадлежавшие судовладельцам и членам экипажа, карты, фотоматериалы. То есть, создать полноценную экспозицию на судне нам не составит труда.
Тем временем сообщать о том, когда точно откроется первая выставка, новые хозяева не спешат. Говорят, что проект будут развивать в несколько этапов: после всех осмотров и административных процедур на корабле появится лишь баннерная плоскостная экспозиция из копий фотографий и карт. Оригиналы снимков и ценные экспонаты музейщики пока боятся располагать на корабле: сначала нужно установить там сигнализацию.