Примерное время чтения: 9 минут
6248

Был не готов. Как из-за ошибки пилота погиб губернатор Иркутской области

Примерно такой Bell-407 разбился под Иркутском 10 мая 2009 года.
Примерно такой Bell-407 разбился под Иркутском 10 мая 2009 года. Commons.wikimedia.org

Шестнадцать лет назад, 10 мая 2009 года в авиакатастрофе вертолёта Bell 407 RA-01895 недалеко от Байкала погибли тогдашний губернатор Иркутской области Игорь Есиповский, командир воздушного судна и ещё двое пассажиров. Подробности вспоминает irk.aif.ru.

Замена пилота

Согласно материалам расследования Межгосударственного авиационного комитета, принадлежавший частному лицу вертолёт Bell-407 RA-01895 7 мая 2009 года перегнали с аэродорома Иркутского авиазавода на необорудованную и незарегистрированную площадку вблизи дома губернатора в «Ангарских Хуторах». Кстати, позднее собственник вертолёта заявит, что он никому не давал разрешения на выполнение полётов на Bell-407 RA-01895. Согласно его показаниям, вертолёт с его разрешения был доставлен в Иркутск только с целью презентации и показа.

В этот же день, 7 мая, без дополнительной заявки в органы организации воздушного движения, состоялось несколько полётов вокруг «Ангарских Хуторов» с губернатором на борту.

Выполнявший эти полёты пилот на следующий день, 8 мая, прибыл в Восточно-Сибирское МТУ Росавиации, чтобы получить разрешение. Документы на вертолёт и личные документы лётчика были в порядке — сертификат лётной годности воздушного судна действовал до 6 мая 2011 года, а свидетельство коммерческого пилота — до 10 июля 2009 года. Допуск для выполнения полетов на вертолёте Bell—407 у него также имелся. А вот доверенности на право полётов от владельца, страховых документов, договоров на базирование и техническое обслуживание вертолёта не было. Несмотря на это, руководитель ведомства разрешил выполнение полётов.

Однако в роковом рейсе, который произойдёт буквально через день, командиром воздушного судна будет совершенно другой человек, который 8 мая прибыл из Москвы в Иркутск. Получивший разрешение пилот рекомендовал его губернатору Есиповскому вместо себя. Как позднее установит расследование МАК, лётное свидетельство пилота-«заменителя» было просрочено почти на два года — его срок действия истёк в октябре 2007 года. Не было в нём и сведений о допуске к полётам на Bell-407.

Чтобы попрактиковаться, в тот же день прибывший из Москвы лётчик совершил полёт на вертолёте вместе с первым пилотом — они выполнили несколько посадок на площадки, подобранные с воздуха. Также вечером 8 мая Bell-407 совершил из «Ангарских Хуторов» рейс в хозяйство «Даниловка» и обратно, причём, по показаниям помощника губернатора, вертолёт в воздухе пилотировал сам Есиповский, находясь на правом кресле командира.

На охоту в День Победы?

Всё это было подготовкой к охоте, на которую губернатор Игорь Есиповский собирался отправиться в урочище Мольты вместе ещё с двумя людьми вечером 9 мая. Лицензии на охоту у него имелись. Руководитель службы по охране и использованию животного мира Иркутской области сообщил командиру воздушного судна координаты места посадки вертолёта вблизи посёлка Кочергат в Иркутском районе, и тот ввёл эти данные в GPS.

После торжеств в честь Дня Победы в Иркутске Игорь Есиповский прибыл в свою резиденцию. В вертолёт загрузили три охотничьих ружья в чехлах, боеприпасы и продукты питания. На часах было 17 часов 15 минут. Есиповский занял правое пилотское сиденье в Bell-407, московский лётчик — левое, а сопровождающие губернатора расположились на пассажирских местах. Ожидалось, что обратно в «Ангарские Хутора» они вернутся в 21:00.

Через 25 минут вертолёт с губернатором на борту приземлился на площадке близ Кочергата. Поужинав, охотники отправились в тайгу, а охранник и командир воздушного судна остались их ждать. Губернатор и его гость вернулись значительно позже, чем запланировали — уже стемнело. Погрузив оружие в вертолёт, Игорь Есиповский занял левое кресло в кабине, а на правое кресло командира сел московский пилот. Около полуночи Bell-407 взлетел с таёжной площадки, светя фарой. Набрав высоту, пилот выключил свет. На радиосвязь с диспетчером после этого он не выходил, о взлёте, направлении и высоте полёта, а также пункте назначения не докладывал.

В «Ангарские хутора» вертолёт с губернатором не вернулся.

Полуночная катастрофа

Утром 10 мая родственники Игоря Есиповского обратились в МЧС. Искать вертолёт спасатели отправились как с воздуха, так и наземными группами. Место катастрофы удалось обнаружить в 17 часов 50 минут: полностью разрушенный и сгоревший Bell-407 находился вблизи урочища Малышкино на высоте 722 метров над уровнем моря. Пилот и все пассажиры на борту погибли. Выяснилось, что уклонение от маршрута полёта составило 13 километров.

Игорь Есиповский
Игорь Есиповский Фото: kremlin.ru

По данным МАК, крушение произошло около 00 часов 13 минут 10 мая. Установлено, что вертолет на высоте около 18 метров при выполнении манёвра с левым креном столкнулся левой лыжей шасси с деревьями толщиной до 25 сантиметров, что привело к дальнейшему увеличению крена до 45 градусов и более, и интенсивному снижению. На удалении 18 метров от места соударения с кронами деревьев, вертолёт на скорости около 120 километров в час столкнулся с поверхностью земли, разрушился и сгорел.

12 мая 2009 года в Иркутской области было объявлено днём траура.

Кто ты, пилот?

Мужчине, оказавшемуся в роли командира вертолёта, на момент трагедии было 56 лет. В 1973 году он окончил экстерном Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков, после чего проходил службу в Министерстве обороны РФ. Военную службу закончил в 1994 году на вертолёте Ми-6, в должности командира авиационной эскадрильи. За время службы он летал на вертолетах Ми-1 и Ми-6, а после увольнения из рядов воздушных сил выполнял полёты в системе Федерации любителей авиации. Однако свидетельство пилота-любителя мужчина получил только в апреле 2007 года.

Фирма Bell Helicopter на запрос МАК ответила, что ни погибший пилот, ни его коллега, первоначально получивший разрешение на полёты 8-9 мая, не проходили подготовку по управлению вертолётами данной модификации. При этом в России учебных центров по подготовке пилотов на Bell-407 и другие модификации вертолётов этой фирмы на момент проведения расследования не было в принципе.

Не было в документах погибшего лётчика никаких сведений и о допуске к полётам с подбором площадок с воздуха в равнинной, холмистой и горной местности, допуске к ночным полётам и полётам по приборам. А ведь роковой рейс состоялся именно в таких условиях.

«Учитывая изложенное, Комиссия делает общий вывод, что по представленным документам уровень подготовки КВС на вертолет типа Bell-407 не соответствовал установленным требованиям и не позволял ему безопасно выполнять полеты в районе Иркутска», — говорится в расследовании МАК.

Судебно-химическая экспертиза выявила этиловый алкоголь в мышечной ткани из фрагментов тела пилота. Однако его содержание было небольшим — 0,3 и 0,24 промилле. Согласно приказу Минздрава от 14 июля 2003 года «О медицинском
освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения», об алкогольном опьянении свидетельствует содержание алкоголя в крови от 0,5 промилле и выше, а всё что ниже указанной величины — приравнивается к физиологической норме. К тому же, по свидетельским показаниям встречавших экипаж вертолёта в Кочергате, ни охранник губернатора, ни пилот не употребляли алкоголь ни за ужином, ни после него. Кстати, в останках Игоря Есиповского и его гостя экспертиза алкоголя не обнаружила вообще.

К вертолёту и погоде претензий нет

Разбившийся 10 мая 2009 года вертолёт Bell-407 был собран в 2006 году. В том же году частное лицо приобрело его у компании Bell Helicopter. В процессе выполнения полетов в феврале 2007 года было допущено превышение эксплуатационного ограничения по крутящему моменту (ограничение — 105%, фактически — 122 %). В связи с этим в июле-октябре 2008 года сертифицированная фирма провела ремонт и техническое обслуживание вертолёта в полном объёме. Оперативное ТО с картой смазки было выполнено 22 апреля 2009 года. Вертолёт хранился в ангаре на Иркутском авиационном заводе и согласно документам, было полностью исправен технически. Топливо, которым его заправили перед вылетом из «Ангарских Хуторов», также признано кондиционным.

Что касается метеоусловий, то на момент авиапроисшествия они были хорошими: скорость ветра составляла от 5 до 7 метров в секунду, видимость — 10 километров, высота нижней границы облачности — 600 метров от поверхносит земли, температура воздуха около 8 градусов Цельсия. А вот на следующий день, во время поисково-спасательных работ, погода ухудшилась: ветер усилился, похолодало, отмечались ливневые осадки и частая кучево-дождевая облачность.

Расследование авиакатастрофы в урочище Малышкино МАК завершил в декабре 2009 года. Примечательно, что в этом же году — в самом его начале, 9 января, произошло аналогичное происшествие в республике Горный Алтай: в районе Кош-Агача при крушении вертолёта погибли высокопоставленные чиновники.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах