22 марта таксисты всего мира отмечают свой профессиональный праздник, считается, что в этот день в 1907 году первые машины, оснащённые специальными счётчиками, поехали по улицам Лондона.
По Иркутску первое такси проехалось на 28 лет позже, чем по столице Британии. Историкам даже известна точная дата - 3 марта. В этот день 85 лет назад из ворот Иркомтранса выехал чёрный семиместный «Штеер» - это немецкая машина. За рулём сидел мужчина по имени Хрисанф Алексеевич Турутанов.
Небольшой круг по Большой улице
Удивительно, но в госархиве Иркутской области сохранилось довольно много информации про первого таксиста. Известно, что родился он в 1910 году. Его мать Дарья Кондратьевна в 1920-е годы была в числе первых советских специалистов, попавших по распределению в Монголию. Там она преподавала русский язык.
Когда Хрисанфу было всего 15 лет, он уже вовсю увлекался машинами - работал в гараже при организации «Монгол-банк» и мечтал выучиться на шофёра. Сначала юноша был разнорабочим: мыл и чинил автомобили, а в 17 лет сел за баранку и начал свою водительскую карьеру.
Сложно себе представить, но несколько месяцев «Штеер» был в городе единственной машиной такси, а Турутанов - единственным её водителем. Дневной маршрут у него был тоже один: от перекрёстка Большой и Ивановской до железнодорожного вокзала. Зато ночью автомобиль разъезжал во всех направлениях. Никакого счётчика в первом иркутском такси не было, эту роль выполнял будильник - Хрисанф брал с пассажиров плату не за километры, а за время, проведённое в пути.
Извозчик в законе
Со времён Хрисанфа Алексеевича, который, кстати, всю жизнь крутил баранку, сфера такси изменилась кардинально: сейчас по населённым пунктам Иркутской области ездят как минимум 2,5 тыс. машин с шашечками. Именно столько разрешений на перевозку пассажиров легковым такси находится в региональном реестре. Мы пишем «как минимум», потому что точное число «извозчиков» не знает никто - разрешения получают далеко не все водители, которые подключаются к онлайн-агрегаторам или ловят пассажиров прямо на улицах.
Как рассказал корреспонденту «АиФ в ВС» источник в правительстве области, на рынке региона сейчас только не более 20% легальных перевозчиков, остальные водители, которые подключаются к сетевым диспетчерским службам, зарегистрированы через «фирмы-подключашки», среди которых однодневки или ИП и ООО, которые уже закрылись.
Чтобы каждый житель, вызвавший такси, понимал, в «законную» ли машину садится, в Приангарье создали специальную информационную систему. Её запустили в начале марта на сайте taxi38.info. Как говорит начальник управления автомобильного транспорта министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Денис Шуваев, Иркутская область стала четвёртым регионом России, где заработал такой проект. Раньше подобная система действовала только в Москве, Краснодаре и Новосибирске.
Сервисом пользоваться несложно: пассажиру нужно только ввести в поисковую информационную систему государственный регистрационный номер машины. В ответ ему сразу выпадет информация о том, легальное такси к нему едет или нет. Если предприниматель, организовавший перевозку, оформил всё по закону, то на экране появятся сведения о конкретном перевозчике, владельце разрешения. Это означает, что бизнесмен соблюдает требования законодательства - у водителя, скорее всего, есть соответствующий стаж работы (по федеральному закону, - не меньше трёх лет), он проходит обязательные медосмотры, проверяет техническое состояние своего «железного коня».
Если данных о машине в информационной системе нет, дела плохи - перевозчик нелегальный. Такой даже в случае ДТП вряд ли выплатит пассажиру какие-либо компенсации, в том числе за вред здоровью или имуществу. За рулём незарегистрированных такси часто оказываются иностранцы, в случае аварии они просто уезжают к себе домой и взыскать с них что-то практически невозможно.
Важно, что реклама сервиса такси, нанесённая на автомобиль, абсолютно не означает, что перевозка организована по закону.
Повезёт? Не повезёт?
Редакция «АиФ в ВС» прочувствовала печальную статистику на себе - мы проверили с помощью информационной системы номера такси, на которых сами ездили в последнее время, и больше половины из них поисковик не нашёл.
У того, кто случайно вызвал нелегала, возникает логичный вопрос: «Что же делать?» Однако ответить на него непросто. Можно, конечно, пожаловаться на извозчика в полицию, и нарушителя закона оштрафуют на сумму от 500 до 2,5 тыс. руб. Однако, как говорят эксперты, после этого номер телефона бдительного гражданина онлайн-агрегаторы могут просто-напросто отправить в «чёрный список». Так что единственное, что можно посоветовать тем, кто опасается возможных последствий поездки «вне закона», сразу отменить её (важно знать, что агрегаторы часто снимают с карточки деньги, если пассажир отменил поездку, когда водитель уже подъехал) и вызвать другую машину. Правда, гарантии, что во второй раз повезёт больше, никто не даст.
Как рассказал корреспонденту «АиФ в ВС» начальник отдела контроля в управлении автомобильного транспорта Виктор Борщев, владельцы онлайн-агрегаторов такси, конечно, не могут не знать о том, что с помощью их сервисов работают не только легальные водители, однако российское законодательство, регулирующее эту сферу, настолько несовершенно, что предприниматели чувствуют себя вполне комфортно.
«Среди служб такси идёт борьба за рынок, и государство пока не создало правовые основы системы госрегулирования, чтобы в неё вмешиваться», - говорит он, напоминая, что регион уже пытался бороться с одним из сервисов заказа такси, но тщетно.
Сейчас такого юрлица в Приангарье нет, осенью 2018 года организацию ликвидировали. Однако сервис никуда не делся. Как говорит Виктор Борщев, владелец фирму перерегистрировал, но уже в Тюмени. Теперь судиться с ним предстоит в этом городе.
Комментарий
Представитель Управления ГИБДД по Иркутской области Светлана Роднина:
«Нельзя сказать, что такси попадают в ДТП чаще, чем обычные автомобили. К примеру, из более чем 400 ДТП, которые произошли в регионе за два месяца 2020-го, по вине водителей такси случилось две аварии, в них один человек погиб и один пострадал.
Я бы рекомендовала гражданам, которые пользуются услугами такси, самостоятельно убеждаться в безопасности, когда они садятся в машину. Важно пристегнуть ремень безопасности, об этом вам должен сообщить водитель. Если он сам не пристёгнут, это звоночек - он не заботиться о себе, что уж говорить о клиенте.
Если вы собираетесь ехать с маленьким ребёнком, укажите это в заявке. Знаю, что иногда пассажиры настаивают на поездке, если в машине не оказалось детского кресла, мол, возьму малыша на руки. Водитель делает правильно, если отказывает таким клиентам.
Если вы почувствовали от водителя запах алкоголя, то попросите его остановиться, выйдете из машины и сообщите о нарушителе в полицию. Сделать это можно по телефону доверия ГУ МВД России по Иркутской области 8 (3952) 216-888 или дежурной части – 02».
Личный опыт
Водитель такси из Иркутска Сергей Смирнов (имя изменено):
«Я работаю в такси давно, примерно пять лет. Решил пойти в эту сферу из-за графика, который я сам могу себе составить: есть время - поехал, нет - занимаешься делами поважнее. Это определённая свобода. Воспринимаю такси в основном как подработку, трачу на неё 3 - 6 часов в день.
Конечно, я сотрудничаю с онлайн-агрегаторами, они забирают себе от 10 до 20% стоимости поездки, остальное достаётся водителю. Правда, часть этой суммы уходит на бензин, часть - на ремонт машины, но об этом я и мои коллеги стараемся не думать, иначе можно совсем расстроиться и не садиться за руль. Цены на такси в городе низкие (от 79 руб. - Прим.ред.), поэтому тариф «эконом» я не беру, по деньгам совсем не интересно. Я специально купил такой автомобиль, который будет попадать под более высокие тарифы «комфорт» и «бизнес», возить тех, кто выбирает их, гораздо выгоднее. Однако желающих ехать в автомобиле повышенного класса в Иркутске не так много, спрос намного ниже, чем у эконома. Чаще всего меня вызывают те, кто намучился с такси классом ниже, или те, кто встречает представительных гостей. Например, иногда заявка приходит прямо из Москвы: нужно встретить дорогого гостя в аэропорту с табличкой и отвезти в гостиницу. И чиновники бывают, и бизнесмены. Один раз мою машину вызвал молодой человек, чтобы покрасоваться перед девушкой, он заезжал за ней, чтобы отвезти на свидание.
Работа в такси, конечно, труд, но не скажу, что поездки по работе как-то кардинально отличаются от поездок по своим делам - та же дорога, тот же город. Единственное, что меня напрягает - иногда долгое ожидание заказов».
Кстати
С 26 февраля полиция проводит в Иркутской области рейды по проверке такси. Нарушений находят много: водители не соблюдают ПДД, у них частенько нет аптечек, есть те, у кого проблемы с миграционным законодательством, конечно, много тех, кто возит пассажиров без разрешений.
Эксперты говорят, что проверки дают свои плоды - с начала рейдов уже 15 предпринимателей подали заявление на выдачу разрешений.