А в семье тринадцатилетней Кати начало учебного года превратилось в семейную трагедию: дочь категорически не желает мириться с тем, что все 15 девочек в классе теперь будут одеваться одинаково.
Нужна ли школьнику форма? Чтобы достичь объективности в этом вопросе, мы попросили модельера школьной одежды привести все аргументы «за», детского психолога - все доводы «против», а родителей - проверить рассуждения практическими замечаниями.
Формирование личности
- Главный аргумент в пользу школьной формы: строгий костюм дисциплинирует ребёнка, даёт ему возможность сосредоточиться на учёбе, - утверждает модельер Андрей Терешков. - Когда школьники на уроке не увлечены разглядыванием нарядов, вокруг них не мелькают яркие пятна, - увеличивается их вовлечённость в рабочий процесс.
Ещё одна причина, по которой стоит остановить выбор на школьной форме: в учебных заведениях, где дети одеты по единому стандарту, нивелируются социальные различия. Ниже вероятность того, что у ребятишек разовьются комплексы из-за более дорогой одежды сверстников, между одноклассниками возникнет меньше поводов для зависти.
Корпоративная культура, которой с каждым годом уделяют всё большее внимание, также прививается школьной формой. Оптимальный вариант - это собственная форма в каждой отдельно взятой школе, считает Андрей Терешков.
Стоить такая форма будет дороже, по крайней мере, в первые несколько лет, однако поможет избежать «конвейерности», развить у школьника гордость за свое учреждение.
Форменные недостатки
- Впервые надевая строгую форму, мальчик или девочка открывает в себе новые качества, - отмечает психолог школы раннего развития Тамара Ивлиева, - ребёнок становится интереснее сам себе. Это не замедлит положительно сказаться и на учебе, и на отношениях со сверстниками. Однако, если по каким-то причинам ребёнку не нравится то, что ему приходится надевать, эффект будет обратным.
В первую очередь, страдают из-за школьной формы дети с нестандартной фигурой. На такого ребёнка бывает сложно подобрать комплект, а недостатки, которые одежда призвана скрывать, единообразная школьная форма может, напротив, подчеркнуть.
Строгая одежда требует от школьника соответствующего поведения, поэтому подвижному, живому ребёнку бывает сложно «вжиться» в костюм. «Администрациям школ можно даже порекомендовать устраивать каждую неделю «день без формы», чтобы могли восстанавливаться дети со слабым типом нервной системы», - предлагает Тамара Ивлиева.
Кроме того, носить каждый день одну и ту же одежду на протяжении долгого времени - тяжело психологически.
Многие родители к этому списку добавляют весомый пункт: материальная сторона вопроса.
- Всё зависит от двух моментов: от того, как быстро растёт ребёнок и насколько он аккуратен, - считает Инга, мать двух школьниц и трёх дошколят. - В моём случае форма оказалась очень выгодной. У обеих девочек костюмы в хорошем состоянии, в этом году оставалось только докупить некоторые мелочи. Наверное, несколько сложнее будет, когда мальчишки пойдут в школу. И костюм для мальчика стоит почему-то дороже, чем для девочки, и вещи на них «горят» гораздо быстрее: хочется же и побегать, и подраться. Надеюсь, поможет воспитание…
Полезные советы:
Совет модельера: выбирая для ребёнка школьный костюм, обратите внимание, из каких он выполнен материалов. Сочетание синтетического верха с подкладом из синтетики недопустимо: хотя бы один из компонентов должен быть выполнен из натурального материала.
Если нет строгого регламента, для своих детей выбирайте модели, по цвету и фасону напоминающие ваши собственные костюмы. Младшим школьникам форма, специально разработанная для них, нравится гораздо меньше той, что «как у взрослых».
Совет психолога: старайтесь, чтобы одежда ребёнка вне школы, особенно зимой, была яркой и радостной, могла компенсировать школьную «серость».
Совет родителей: вещь, которой обязательно нужно обзавестись и мальчику, и девочке, - жилет. Он прекрасно вписывается в деловой гардероб, и детям в нём гораздо комфортнее, чем в жарком неудобном пиджаке.