Жизнь северного района в пяти словах - по версии корреспондента «АиФ в Восточной Сибири».
Школа
Всего в районе действует шесть школ. Одна из них - Ульканская № 2 - с девяностых годов существует в комплексе с детским садом.
В поселковом детском саду есть бассейн и спортзал, школа состоит их двух корпусов. До 2003 года в состав комплекса входило профессиональное училище, в 2003 оно было передано в собственность области. «После приведения наименований образовательных учреждений в соответствие с типовыми положениями мы снова стали школой со структурным подразделением - детс-ким садом», - рассказывает директор школы Евгения Русанова. По словам заслуженного учителя России, именно образовательный комплекс в девяностые помог сохранить посёлок. Сегодня комплекс даёт посёлку 200 рабочих мест, ежегодно выпускается около пятидесяти одиннадцатиклассников.
БАМ
Добраться до Казачинско-Ленского района можно на автомобиле по «зимнику», на вертолёте или на поезде по БАМовской одноколейке. Поколение строителей БАМа помнит, как несколько десятилетий назад между Казачинском и Иркутском курсировали самолёты. Сегодня магистраль - самый надёжный способ доехать до этих краёв. Местная жительница Тамара Кондратьева регулярно выбирается в Иркутск (до областного центра поезд идёт около полутора суток). Её сестра Галина говорит, что с пассажирами дорога сегодня затруднений не испытывает, билетов не купить.
Этого не скажешь о грузоперевозках. «Магистраль сегодня остаётся невостребованной, - рассказывает Владимир Огарков. - Была попытка наладить по БАМу экспорт здешней руды в город Рудногорск, но она вернулась обратно, потому что завод не смог отделить от неё примесей. Сейчас дорога не загружена в полную силу, и вряд ли удастся использовать все её возможности, когда движение идёт только по одной стороне».
«Стройка века» оставила о себе напоминание и в виде исторического жилья: в посёлках строителей магистрали часть домов - БАМовские пятиэтажки, часть - фанерные БАМовские же «времянки», к тому же износившиеся за 35 лет.
В местных музеях можно найти экспозицию «БАМ от А до Я». А поселковую картинную галерею (!) составляют работы мастеров, 35 лет назад приехавших на великую стройку.
«Талая»
Одно из крупных районных предприятий - база отдыха рядом с минеральными источниками. Название происходит от небольшой реки Талы, протекающей недалеко от базы отдыха. В науке место называют Мунокскими минеральными источниками.
Учёные говорят, что в мире есть всего два источника, обладающие такими свойствами минеральной воды: курорт «Трусковец» на Украине и сибирская «Талая».
Сегодня курорт представляет собой десять вагончиков, большой дом на десять мест, бассейн и две бани. Каждое лето здесь отдыхает около трёх сотен детей, в остальное время года курорт открыт для взрослых постояльцев.
Несколько лет назад зашла речь о том, чтобы присвоить «Талой» статус федерального курорта, но дальше разговоров дело не пошло. Между тем насладиться нехоженой природой в последние 10 лет на курорт приезжают из центральной России, а 10 лет назад, по словам местных жителей, базу отдыха даже хотели выкупить. Что тогда спутало карты московским инвесторам, остаётся только догадываться. Кстати, линия электропередачи сюда была проведена только четыре года назад.
Лес
Зелёные богатства в Казачинско-Ленском районе сегодня не просто основной - единственный источник заработка для местных жителей. После сворачивания в 90-х годах сельского хозяйства, которое в северном и лесном районе оказалось не самым прибыльным, из крупных предприятий здесь остались только лесозаготовительные. Теперь, по словам местных жителей, приходится завозить с юга области все продукты питания, вплоть до картофеля.
Сегодня район представляют три крупных лестрансхоза (Киренский, Небельский и Кунерминский) и около 15 мелких. Один из крупных посёлков, где пару десятилетий назад была налажена лесозаготовка, а сегодня объёмы серьёзно упали, - Улькан.
Из 5600 человек, которые сейчас живут в посёлке, в лесной отрасли работают примерно 400. Ещё около 2000 - пенсионеры.
Лесной посёлок - один из тех, что сегодня имеют славу «спальных» территорий. Многие, имея здешнюю прописку, уезжают работать в Тюмень, Киренск, Тынду.
Кунерминский лестрансхоз, по словам главы Ульканского муниципального образования Вдадимира Огаркова, потерял рентабельность, как только производство перешло от заготовки «кругляка» к производству пиломатериалов. Из-за сокращения производства произошёл отток людей из района.
Главная проблема лесозаготовителей в районе, по мнению Владимира Огаркова, - дороги. На севере района осталась древесина, но пробивать дорогу туда невыгодно.
Одновременно местный эколог, заведующий сектором отдела природных ресурсов администрации района Иван Каверзин замечает, что даже с учётом северных территорий в районе почти не осталось сосны. По словам специалиста, территория заказника Туколонь в своё время была почти в полтора раза сокращена из-за вырубки леса, которую на охраняемой территории закон не запрещает. Альтернативой лесной промышленности эколог сегодня предлагает сделать туризм.
Экспортируется из района богатство в центральную Россию, Турцию через Азербайджан, в Китай. До Иркутска возить лес оказывается нерентабельно: севернее Жигалово цены на бензин подскакивают (литр 92-го стоит минимум 25,5 руб.).
Идея последних лет - бизнес на отходах. Местные власти сегодня договариваются с Кореей, чтобы построить недалеко от Улькана завод по переработке опилок. Если идея воплотится, она сулит району 40-50 новых рабочих мест.
«Тальцы»
Три года назад зашла речь о том, чтобы построить в Казачинско-Ленском районе сравнимый с иркутскими «Тальцами» музей деревянного зодчества. По берегам Киренги сегодня есть много заброшенных деревень, откуда и можно перевезти деревянные памятники. Пока есть название музейного комплекса - «Ленская деревня» и площадка для будущих экспонатов недалеко от деревни Ключи.