Примерное время чтения: 7 минут
987

Станет ли федеральная трасса М-55 «Байкал» современным автобаном?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. «АиФ в Восточной Сибири» 15/05/2013

Иркутск, 16 мая – АиФ-ВС. Чтобы воплотить это в жизнь, начать надо с нормативных документов - их разрабатывают Минтранс РФ и дорожные строители. Существующий до нынешнего времени подход к строительству, эксплуатации и ремонту автомобильных дорог они меняют кардинально: используют опыт государственно-частного партнёрства и привлечения частных инвестиций в дорожную отрасль и придорожную инфраструктуру, активно внедряют инновационные технологии.

Об этом шла речь на традиционной ежегодной научно-практической конференции «Дороги Сибири. Перспективы развития. Качество. Инновации», которая прошла в Иркутске под эгидой Союза дорожников Иркутской области.

Проблемное наследство

Особое внимание отдали теме «Федеральные автомобильные дороги как фактор интеграции регионов Сибири и Дальнего Востока». Такой «поворот» выбрали неслучайно, так как именно сибирские автострады у руководства страны сейчас под особым контролем.

Как отметили на конференции, по объёмам перевозок в Байкальском регионе лидер - автомобильный транспорт. На его долю приходится более половины общего объёма внутри- и межрегиональных перевозок (железнодорожного транспорта - 24%). Именно на дороги федерального значения ложится до 65% грузооборота автомобильного транспорта региона.

Схема развития автодороги М-55 «Байкал» с участком строительства 45-47 км.

При этом, подчеркнул в своём выступлении заместитель руководителя Росавтодора Иннокентий АЛАФИНОВ, по данным профильных ведомств, только 40% федеральных дорог на сегодняшний день соответствуют нормативам. В Сибирском же регионе данный показатель гораздо ниже.

Федеральная автомобильная дорога М-55 «Байкал» является звеном международного транспортного коридора Запад - Восток» (Транссиб TSA) и соединяет два субъекта Российской федерации - Иркутскую область и Республику Бурятию. Важность магистрали ещё и в том, что она проходит в непосредственной близости от Байкала - одного из самых посещаемых туристических маршрутов как в региональном, так и международном масштабах. В то же время сама дорога, в том виде, в котором она существует сегодня, оказывается самым большим сдерживающим фактором развития двух соседних территорий. Об этом в своих выступлениях говорили главный инженер ФКУ Упрдор «Южный Байкал» Павел ФРОЛОВ, начальник ФКУ Упрдор «Прибайкалье» Олег ШАНДРУК и главный инженер ФКУ Упрдор «Забайкалье» Андрей РОМАНОВ.

Дорога появилась в пятидесятых годах, когда шло сооружение новой железнодорожной ветки Транссиба, возводился город Шелехов, а позже на берегу Байкала развернулось строительство Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Для этих строек и нужна была автомобильная трасса. Мало кто задумывался, что, проложенная по горной местности, она будет эксплуатироваться почти шестьдесят лет и в итоге станет самым опасным участком на всём протяжении от Москвы до Владивостока. Не проходит недели, чтобы в сводках о ДТП не прозвучал Култукский тракт. Доходит до того, что транспортные компании, везущие груз с Запада страны, предпочитают перегрузить его в Иркутске на местные фуры, чтобы не проезжать сложные и опасные участки - перевал и «тёщин язык». Перегрузка, конечно, недёшево обходится, но эти убытки несопоставимы с теми, которые несут перевозчики в случае аварии большегрузов.

Всё изменится кардинально

- Все дороги, которые нам достались и были построены раньше, чем 10-15 лет назад, рассчитаны на нагрузку 6 тонн на ось. Мы имеем порядка 15% федеральных дорог, имеющих нагрузку свыше 10 тон на ось,- говорит Иннокентий Алафинов. - Соответственно, задача здесь - обеспечить всю федеральную сеть соответствующими нагрузками. Есть проблемы перегруженных участков, которые капитальным ремонтом не решить, - нужны строительство и реконструкция.

 

Фото russianlook.com

 

В утверждённой Правительством РФ схеме территориального планирования страны в части размещения линейных объектов федеральная дорога от Иркутска до Култука претерпит значительные изменения.

Как рассказали в ОАО «Иркутскгипродорнии» сейчас ведутся проектные работы по строительству участка с 26-го по 47-й километры. Принимая во внимание обеспокоенность местных жителей, связанную с ожидаемым строительством участка дороги в районе села Моты, проектное решение трассы предлагает разделить потоки транспорта на два направления. Это обеспечит максимальную безопасность дорожного движения. Организация одностороннего движения с возможностью опережения тихоходных и большегрузных транспортных средств, безопасных съездов и выездов на федеральную трассу с прилегающих территорий, обустройство надземных и подземных пешеходных переходов и пешеходных дорожек позволит комфортно передвигаться всем участникам дорожного движения.

Изменится проход по трассе и на участке с 47-го по 55-й километры, где будет ликвидирован так называемый «тёщин язык». Проектируемый участок станет короче существующего на 2,3 км. Дорога будет иметь две полосы движения, а на подъёмах предусмотрена третья - для большегрузных машин. Так же на этом участке предусмотрены две площадки для отдыха и два примыкания. Сейчас проект проходит согласование в государственной экспертизе.

Предстоит восстановить аварийный путепровод на 96-м километре в районе населённого пункта Култук и реконструировать Култукский серпантин. А путепровод на 101-м километре трассы уже строится.

В обход городов и деревень

В ближайшей перспективе, чтобы увеличить пропускную способность и устранить ограничивающие участки инфраструктуры, разработаны проекты и намечено строительство обхода города Бабушкина. Прорабатываются варианты обходов городов Слюдянки и Байкальска.

По словам Иннокентия Алафинова, позиция Росавтодора в том, чтобы в долгосрочной перспективе федеральные автомобильные дороги стали транзитными.

- У них не должно быть съездов на рынок или к торговому центру. Но при этом необходим удобный съезд к дороге региональной сети, которая обеспечивает местные связи. И, конечно, транзитная трасса должна идти в обход как городов, так и деревень,- подчеркнул заместитель руководителя ведомства. - Мы сейчас точечно смотрим на ряд узких мест - где-то это « тёщин язык», который требует спрямления; где-то строительство тоннелей вместо извилистых горных дорог; где-то это сокращение расстояний. Что касается Иркутской области, в том числе по обходу городов, проектная документация разрабатывается, дальше - вопрос уже включения в планы.

Участники конференции «Дороги Сибири. Перспективы развития. Качество. Инновации» были единодушны: создание качественных скоростных магистралей должно выполнять системообразующую функцию, давать импульс развитию экономики и комфортной среды обитания населения Дальнего Востока и Байкальского региона.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах