О благоустройстве острова Юности, что на Ангаре, заговорили с тех пор, как в 60-х годах там официально была организована городская зона отдыха.
Остров невезения
Как сообщает свободная энциклопедия Интернета, тогда там «появились пешеходные дорожки и пляж, были высажены деревья и кустарники, построены детский автодром, спортплощадки, спасательная станция и летняя эстрада». Те, кому довелось бывать на Юности в 90-х, действительно могут вспомнить, например, витиеватую узкую дорожку, по которой можно было прокатиться на маленьких машинках.
Читайте также: | |
---|---|
Какие благие идеи развития Приангарья канули в Лету? Проекты Приангарья вышли в финал Всероссийского конкурса событийного туризма |
В 1995 году, как писал корреспондент «АиФ в ВС», несмотря на то, что доходы «Юности» были в три раза меньше, чем доходы ЦПКиО (!), администрация острова мужалась и верила в своё светлое будущее. Существовавшая тогда программа развития муниципальных зон отдыха предполагала, что на острове появится обилие маленьких и лёгких аттракционов (так как большие конструкции частично насыпной остров может не выдержать), а строительство канализации и «локальных очистных сооружений позволит возвести на острове целый водный парк. Оптимистично журналист завершил заметку словами Маяковского: «Через четыре года здесь будет город-сад».
Кстати, сад здесь действительно мог появиться. В 2011 году архитектор Андрей ЛЯПИН с коллегами разработал проект японского сада, который мог бы стать самым северным в мире. Андрей Александрович рассказывает, что проект посмотрели в администрации и всё.
- Японские сады в других городах обычно делают при участии и поддержке обществ русско-японской дружбы. Если бы иркутское общество нас поддержало, то воплотить проект в жизнь было бы реальнее. Но они интереса не проявили, - говорит архитектор. - Чтобы остров приносил радость горожанам, его, конечно, надо облагораживать. Иркутск сегодня движется к числу тех городов, которые должны стать опорой для экономики всей страны. Надо понимать, что такие проекты, как благоустройство города, должны встраиваться в стратегию его экономического развития, они повышают престиж и привлекательность. А мы, к сожалению, пока принимаем благоустройство просто как декорации.
Председатель комитета по градостроительной политике администрации Иркутска Денис ВОРОНОВ пояснил «АиФ в ВС», что проекты по благоустройству набережных во всех городах России реализовываются с участием федерального бюджета, так как водные объекты находятся в собственности Федерации.
- У Иркутска есть проектная документация и заключение экспертизы на неё ещё с 2010 года. Называется всё это «Берегоукрепление и благоустройство набережной реки Ангара». Туда включена замена коммуникаций, строительство ливнёвой сети, благоустройство береговой линии. Этот проект разделён на этапы. Один этап уже выполнен - благоустроена Нижняя Набережная. На остальное финансирования пока нет, - констатирует чиновник.
Комментарий
Инна КОНДРАТЬЕВА, главный архитектор Иркутска:
Инна КОНДРАТЬЕВА |
- Не так давно мы подготовили концепцию благоустройства Юности, в которой прописали, чем необходимо наполнить остров. В ней полностью проработана вся территория, включая детскую железную дорогу. Предполагается, что остров должен стать местом отдыха для людей всех возрастов в любое время года. Согласно концепции, здесь должны появиться спортивные и танцевальные площадки, Wi-Fi зона, пункты проката наземного и водного транспорта. Чтобы определить стоимость каждого объекта и благоустройства в целом, нужно составлять проекты. Финансирование проектов и строительства пока не предусмотрено. Непонятно и кто станет содержать эту территорию, если она всё же будет застроена. То есть дальше концепции дело пока не идёт.
Застой или стабильность?
Писали в 2003-м и о том, что мало популярная тогда Кругобайкальская железная дорога начинает привлекать к себе внимание туристов «со всеми вытекающими отсюда последствиями». Завезённый нерадивыми путешественниками мусор уже тогда пугал любителей пеших походов. Боялись и того, что через 10 лет «в каждом туннеле на КБЖД будет стоять шашлычка», что развитая сеть туристических услуг привлечёт шумный и не интересующийся истиной красотой дороги народ. Сегодня можно сказать, что цивилизованная Кругобайкалка так и осталась в кошмарных снах путешествующих дикарём.
- Шашлычек там нет, и мы считаем, что это хорошо, - говорит представитель одной из туристических фирм Иркутска Анастасия ШАГОЙКО. - На КБЖД процветает малый бизнес, местные жители тоже заняли свою нишу - на станциях они обеспечивают приезжих рыбой, мясом и всем необходимым. Достаточно и того, что РЖД поддерживает этот участок дороги в надлежащем состоянии, больше ничего там делать не нужно.
Проблемы, конечно, есть, они такие же, как и у всего Байкала, говорит Анастасия. Мусор по-прежнему «украшает» живописные места, из-за отсутствия причалов суда пришвартовываются где им удобно, тем самым разрушая береговую линию.
- Несколько лет назад была ситуация, когда у администрации порта Байкала не хватило средств на вывоз мусора. Часто такая ситуация возникает и в Ангасолке. К тому же туристы сейчас предпочитают оставлять пластиковые пакеты и бутылки на дороге, а не вести их с собой в город. Что говорить, если они додумываются нужды справлять прямо на видных тропах, - продолжает турменеджер.
Анастасия утверждает, что от тотальной застройки Кругобайкалку спасает её местоположение:развернуть строительство развлекательных центров, которые сработают в ущерб дикой природе КБЖД, не позволит гористая местность. Поэтому не исключено, что и в 2023 году здесь всё будет так, как и в 2003-м.
Комментарий
Владислав ДРОКОВ, заведующий кафедрой туризма ИГУ:
Владислав ДРОКОВ |
- Кругобайкальская железная дорога не отвечает требованиям современного туристического объекта и без бизнес-вложений, которые смогут обеспечить на КБЖД нормальную инфраструктуру, она будет только чахнуть.
Сама по себе Кругобайкалка, как грандиозный инженерный объект, интересна, но людям, которые едут туда в составе туристической группы, преподносят её неправильно. Получить удовольствие, если ты едешь на поезде, невозможно - долго там смотреть не на что, поэтому она может быть привлекательной только как часть какого-то большого маршрута. Как индивидуальный объект показа КБЖД не имеет перспектив.
Что касается маршрута Байкал - Хубсугул, то я слабо себе это представляю. Пешком его преодолеть сложно, автодороги на монгольской стороне плохие, к тому же там страшная нищета, даже магазинов с продуктами не найти.
Братья по несчастью
Ровно 10 лет в этом году стукнуло с тех пор, как было сказано первое слово о развитии туристического маршрута Байкал - Хубсугул. В июле 2003 года премьер-министр Монголии Намбарын Энхбаяр прибыл в Иркутск, чтобы обсудить с тогдашним губернатором Борисом Говориным сотрудничество Приангарья и Монголии. «Особое внимание на встрече было уделено возможностям реализации международного туристического проекта - прямого тура по маршруту Иркутск - озеро Байкал - Улан-Батор - озеро Хубсугул, который, по словам премьер-министра, уже вызывает интерес у туристов из Японии и других стран», - писал «АиФ».
Озеро Хубсугул находится в северной Монголии на высоте 1645 метров над уровнем моря и на 1118 метров над уровнем Байкала. Оно имеет наибольшую длину -136 километров, наибольшую ширину - 39 километров, длину береговой линии - 414 километров, площадь водной поверхности - 2760 квадратных километров. Байкал и Хубсугул называют братьями-близнецами, озёра схожи по форме и связаны между собой реками. Самой главной проблемой в популяризации маршрута называли плохие дороги и то, что через пограничный контрольно-пропускной пункт «Монды - Ханх» могут проходить только граждане России и Монголии.
Обсуждение проекта маршрута Байкал - Хубсугул с 2003 года стоит в повестках всех международных встреч. В 2010 году реконструкцию автомобильного пропускного пункта «Монды» включили в федеральную целевую программу «Госграница - 2012-2017 годы». Но и по сей день переход закрыт для иностранных граждан.
- В 2012 году планировалось присвоить пограничному пункт статус «многосторонний пассажирский». Но данный вопрос в настоящее время находится на рассмотрении, - говорит руководитель агентства по туризму Иркутской области Марина РОЖКОВА.- Кроме того, оборудование пункта пропуска не соответствует требованиям, предъявляемым к пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Правда, в мае 2013 года пограничный пункт изменил график работы. Вместо пяти дней в неделю теперь он работает все семь - с девяти утра до шести часов вечера.