Чиновники уверены, что в Прибайкалье можно создать чуть ли не сказку для отдыхающих, но для начала в эту сказку нужно вложить не один миллиард рублей. При этом государство может инвестировать в развитие туриндустрии лишь небольшую часть необходимых средств, а львиную долю должен взять на себя бизнес. Но, как выяснил журналист «АиФ в ВС», инвесторы, несмотря на захватывающие возможности, не выстраиваются в очередь из желающих поместить свои деньги в инфраструктуру для путешественников.
Инвесторы загоняют в угол
Проектов, которые имеют все шансы стать популярными у туристов, в Иркутской области хватает. Правда, пока они находятся только на заре своего рождения, да и держатся на плечах энтузиастов, которые на помощь инвесторов практически не рассчитывают.
Принято расхваливать этнический колорит территории. Среди туристов эта тема идёт на «ура». И стоящие идеи есть. Так, рядом с посёлком Усть-Ордынский возник этно-парк «Золотая Орда», где всех готовы познакомить с самобытностью бурятского народа. Научат собирать и разбирать настоящую кочевую бурятскую юрту, расписывать табуретку национальными узорами, познакомят с народными играми и, конечно же, накормят своей едой. Кстати, один из самых любимых «уроков» гостей - лепка поз.
«В 2004 году у нас родилась идея создать уникальное место, которого ещё нет в нашей области, - делится своей историей Александра Михайлова, директор этнопарка. - Мы выбрали Эхирит-Булагатский район, потому что там жили наши предки. Это целиком семейный проект. Гордимся, что можем показать гостям, как сильна кровная связь и преемственность поколений бурятского народа. Со стороны инвесторов есть заинтересованность, но они ставят такие «драконовские» условия, что мы отказываемся от их поддержки: не хотим быть загнанными в угол».
«Свободных денег нет»
«Если честно, мы на инвесторов не надеемся, - признаётся инициатор проекта Геннадий ЖУКОВ. - На иркутском бизнес-форуме обменялись контактами с некоторыми людьми, но смотрим на это скептически. В разговорах выясняется, что им интересно, а свободных денег нет. У каждого свой бизнес. У нас на примете есть один предприниматель из Китая. Он часто привозит к нам своих земляков-туристов, чем очень помогает. Возможно, согласится быть нашим инвестором, но конкретной договорённости ещё нет. Пока обходимся только своими средствами».
Иркутские энтузиасты задумываются и о том, как поднять на высокий уровень туристический сервис. Например, в Листвянке уже летом хотят запустить пилотный проект международной школы отельеров.
«Не секрет, что «лицо» туризма - персонал гостиниц, турбаз, ресторанов и т.д. Но иркутяне сами знают, что у нас оно не слишком приятное - считает Инга Корочкина, председатель общественной организации «Живи на Байкале». - Мы хотим пригласить к нам студентов со всего мира, чтобы они прошли все ступени учёбы - от горничных до администраторов, развивать гастрономическую культуру и поднимать престиж профессий в сфере туризма. Конечно, будем рады, если кто-то предложит свою помощь и поддержку, но специально тратить время на поиск инвесторов не собираемся».
Попытка № 2
Интерес к отдыху на Байкале растёт. За последние пять лет число туристов, приехавших в Иркутскую область, увеличилось на 56%. В 2016 году их набралось больше 1,5 млн человек.
Иркутское направление, бесспорно, популярно в Азии. Но если кажется, что Иркутск и Ольхон китайские любители путешествовать заполонили до максимума, то цифры говорят об обратном.. Оказывается, на самом деле в регион едет лишь мизерная часть восточных соседей: в прошлом году 141 млн китайских туристов выехал на отдых по всему миру, из них только 1,3 млн попали в Россию, и всего 46 тыс. - в Приангарье. Вдобавок, как говорят работники туристической сферы, это не самые «интересные» гости: их платёжеспособность под большим вопросом. В основном они скупают товары в магазинах, а местному турбизнесу это никакой финансовой пользы не приносит.
Тем не менее эксперты считают, что и у инвесторов, и у мировых туроператоров (даже в Европе) есть интерес к Байкалу. Но европейские компании не готовы отправлять группы своих туристов по простой причине - отсутствия удобной современной инфраструктуры. Та, что есть сейчас, не устраивает отдыхающих и не соответствует жёстким экологическим требованиям.
Чтобы получить на эти цели хоть какие-то деньги, в 2015 году Иркутская область попыталась «влиться» в федеральную программу по развитию туризма, но безуспешно. Иркутский, Слюдянский и Ольхонский районы подготовили предложения по созданию регионального туристского кластера «Байкальское созвездие». Но Ростуризм отклонил заявку из-за сокращения финансирования. Осенью 2016 года её согласились рассмотреть повторно. Если повезёт войти в программу, то, возможно, появятся средства на строительство и реконструкцию базовых объектов, тех же очистных сооружений, водо-, тепло-, энергоснабжения. Хотя и при таком раскладе торговля, развлекательные услуги, гостиничный сервис будут «выживать» за счёт частников.
Особое мнение
Генеральный директор иркутской туристической компании Виктор Григоров:
«Идут споры: китайские инвестиции - добро или зло? Многие называют активность соседей скрытой экспансией. Я считаю, решение простое: если пьянку нельзя предотвратить, то её надо возглавить. Надо не препятствовать китайским инициативам, а думать, как их регулировать и управлять процессом инвестиций, иначе мы всё проспим. Нам не хватает своих знаний, поэтому следует учиться. Те проекты, которые китайцы сделали за последние годы, безупречно экологичны, отвечают потребностям современного туризма и становятся примерами образцовой экономики, окупаясь уже через четыре-пять лет. А мы только для одной гостиницы ставим приблизительные сроки в 7-10 лет, о целом туристическом районе я даже не говорю. Для инвесторов это неприемлемо.
Сейчас туризм приносит области лишь 0,6% от всех её доходов. Чтобы он давал хотя бы 4-6%, нужны сотни миллиардов рублей, в России такие деньги может предложить узкий круг структур, и они к тому же несильно заинтересованы в развитии туризма. В мире, конечно, финансов больше, но только Китай пока готов вкладываться в наши территории. Как экономист скажу, что всё равно, какого «цвета» будут инвестиции».