О благоустройстве острова Юности, что на Ангаре, заговорили с тех пор, как в 60-х годах там официально была организована городская зона отдыха.
Остров невезения
Как сообщает свободная энциклопедия Интернета, тогда там «появились пешеходные дорожки и пляж, были высажены деревья и кустарники, построены детский автодром, спортплощадки, спасательная станция и летняя эстрада». Те, кому довелось бывать на Юности в 90-х, действительно могут вспомнить, например, витиеватую узкую дорожку, по которой можно было прокатиться на маленьких машинках.
| Читайте также: | |
|---|---|
|
Какие благие идеи развития Приангарья канули в Лету? Проекты Приангарья вышли в финал Всероссийского конкурса событийного туризма |
|
В 1995 году, как писал корреспондент «АиФ в ВС», несмотря на то, что доходы «Юности» были в три раза меньше, чем доходы ЦПКиО (!), администрация острова мужалась и верила в своё светлое будущее. Существовавшая тогда программа развития муниципальных зон отдыха предполагала, что на острове появится обилие маленьких и лёгких аттракционов (так как большие конструкции частично насыпной остров может не выдержать), а строительство канализации и «локальных очистных сооружений позволит возвести на острове целый водный парк. Оптимистично журналист завершил заметку словами Маяковского: «Через четыре года здесь будет город-сад».
Кстати, сад здесь действительно мог появиться. В 2011 году архитектор Андрей ЛЯПИН с коллегами разработал проект японского сада, который мог бы стать самым северным в мире. Андрей Александрович рассказывает, что проект посмотрели в администрации и всё.
- Японские сады в других городах обычно делают при участии и поддержке обществ русско-японской дружбы. Если бы иркутское общество нас поддержало, то воплотить проект в жизнь было бы реальнее. Но они интереса не проявили, - говорит архитектор. - Чтобы остров приносил радость горожанам, его, конечно, надо облагораживать. Иркутск сегодня движется к числу тех городов, которые должны стать опорой для экономики всей страны. Надо понимать, что такие проекты, как благоустройство города, должны встраиваться в стратегию его экономического развития, они повышают престиж и привлекательность. А мы, к сожалению, пока принимаем благоустройство просто как декорации.
Председатель комитета по градостроительной политике администрации Иркутска Денис ВОРОНОВ пояснил «АиФ в ВС», что проекты по благоустройству набережных во всех городах России реализовываются с участием федерального бюджета, так как водные объекты находятся в собственности Федерации.
- У Иркутска есть проектная документация и заключение экспертизы на неё ещё с 2010 года. Называется всё это «Берегоукрепление и благоустройство набережной реки Ангара». Туда включена замена коммуникаций, строительство ливнёвой сети, благоустройство береговой линии. Этот проект разделён на этапы. Один этап уже выполнен - благоустроена Нижняя Набережная. На остальное финансирования пока нет, - констатирует чиновник.
Комментарий
Инна КОНДРАТЬЕВА, главный архитектор Иркутска:
![]() |
|---|
| Инна КОНДРАТЬЕВА |
- Не так давно мы подготовили концепцию благоустройства Юности, в которой прописали, чем необходимо наполнить остров. В ней полностью проработана вся территория, включая детскую железную дорогу. Предполагается, что остров должен стать местом отдыха для людей всех возрастов в любое время года. Согласно концепции, здесь должны появиться спортивные и танцевальные площадки, Wi-Fi зона, пункты проката наземного и водного транспорта. Чтобы определить стоимость каждого объекта и благоустройства в целом, нужно составлять проекты. Финансирование проектов и строительства пока не предусмотрено. Непонятно и кто станет содержать эту территорию, если она всё же будет застроена. То есть дальше концепции дело пока не идёт.
Застой или стабильность?
Писали в 2003-м и о том, что мало популярная тогда Кругобайкальская железная дорога начинает привлекать к себе внимание туристов «со всеми вытекающими отсюда последствиями». Завезённый нерадивыми путешественниками мусор уже тогда пугал любителей пеших походов. Боялись и того, что через 10 лет «в каждом туннеле на КБЖД будет стоять шашлычка», что развитая сеть туристических услуг привлечёт шумный и не интересующийся истиной красотой дороги народ. Сегодня можно сказать, что цивилизованная Кругобайкалка так и осталась в кошмарных снах путешествующих дикарём.
- Шашлычек там нет, и мы считаем, что это хорошо, - говорит представитель одной из туристических фирм Иркутска Анастасия ШАГОЙКО. - На КБЖД процветает малый бизнес, местные жители тоже заняли свою нишу - на станциях они обеспечивают приезжих рыбой, мясом и всем необходимым. Достаточно и того, что РЖД поддерживает этот участок дороги в надлежащем состоянии, больше ничего там делать не нужно.
Проблемы, конечно, есть, они такие же, как и у всего Байкала, говорит Анастасия. Мусор по-прежнему «украшает» живописные места, из-за отсутствия причалов суда пришвартовываются где им удобно, тем самым разрушая береговую линию.
- Несколько лет назад была ситуация, когда у администрации порта Байкала не хватило средств на вывоз мусора. Часто такая ситуация возникает и в Ангасолке. К тому же туристы сейчас предпочитают оставлять пластиковые пакеты и бутылки на дороге, а не вести их с собой в город. Что говорить, если они додумываются нужды справлять прямо на видных тропах, - продолжает турменеджер.
Анастасия утверждает, что от тотальной застройки Кругобайкалку спасает её местоположение:развернуть строительство развлекательных центров, которые сработают в ущерб дикой природе КБЖД, не позволит гористая местность. Поэтому не исключено, что и в 2023 году здесь всё будет так, как и в 2003-м.
Комментарий
Владислав ДРОКОВ, заведующий кафедрой туризма ИГУ:
![]() |
|---|
| Владислав ДРОКОВ |
- Кругобайкальская железная дорога не отвечает требованиям современного туристического объекта и без бизнес-вложений, которые смогут обеспечить на КБЖД нормальную инфраструктуру, она будет только чахнуть.
Сама по себе Кругобайкалка, как грандиозный инженерный объект, интересна, но людям, которые едут туда в составе туристической группы, преподносят её неправильно. Получить удовольствие, если ты едешь на поезде, невозможно - долго там смотреть не на что, поэтому она может быть привлекательной только как часть какого-то большого маршрута. Как индивидуальный объект показа КБЖД не имеет перспектив.
Что касается маршрута Байкал - Хубсугул, то я слабо себе это представляю. Пешком его преодолеть сложно, автодороги на монгольской стороне плохие, к тому же там страшная нищета, даже магазинов с продуктами не найти.
Братья по несчастью
Ровно 10 лет в этом году стукнуло с тех пор, как было сказано первое слово о развитии туристического маршрута Байкал - Хубсугул. В июле 2003 года премьер-министр Монголии Намбарын Энхбаяр прибыл в Иркутск, чтобы обсудить с тогдашним губернатором Борисом Говориным сотрудничество Приангарья и Монголии. «Особое внимание на встрече было уделено возможностям реализации международного туристического проекта - прямого тура по маршруту Иркутск - озеро Байкал - Улан-Батор - озеро Хубсугул, который, по словам премьер-министра, уже вызывает интерес у туристов из Японии и других стран», - писал «АиФ».
Озеро Хубсугул находится в северной Монголии на высоте 1645 метров над уровнем моря и на 1118 метров над уровнем Байкала. Оно имеет наибольшую длину -136 километров, наибольшую ширину - 39 километров, длину береговой линии - 414 километров, площадь водной поверхности - 2760 квадратных километров. Байкал и Хубсугул называют братьями-близнецами, озёра схожи по форме и связаны между собой реками. Самой главной проблемой в популяризации маршрута называли плохие дороги и то, что через пограничный контрольно-пропускной пункт «Монды - Ханх» могут проходить только граждане России и Монголии.
Обсуждение проекта маршрута Байкал - Хубсугул с 2003 года стоит в повестках всех международных встреч. В 2010 году реконструкцию автомобильного пропускного пункта «Монды» включили в федеральную целевую программу «Госграница - 2012-2017 годы». Но и по сей день переход закрыт для иностранных граждан.
- В 2012 году планировалось присвоить пограничному пункт статус «многосторонний пассажирский». Но данный вопрос в настоящее время находится на рассмотрении, - говорит руководитель агентства по туризму Иркутской области Марина РОЖКОВА.- Кроме того, оборудование пункта пропуска не соответствует требованиям, предъявляемым к пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Правда, в мае 2013 года пограничный пункт изменил график работы. Вместо пяти дней в неделю теперь он работает все семь - с девяти утра до шести часов вечера.


Огранка для «бриллианта». Может ли Иркутск стать центром туризма на Байкале
Куда податься? Почему Иркутску не хватает летних развлечений?
Жизнь второго уровня
Байкальская тропа. Как становятся эковолонтерами и что это дает озеру?
Туристическая мекка. Чем в этом сезоне встретит туристов Байкал