Новый стимул?
Валентина Перегудова |
Одна из самых неожиданных инноваций - теперь за «неуд» придётся платить. В прямом смысле. Со следующего года за повторную пересдачу Единого госэкзамена начнут брать деньги. Как рассказала министр образования Иркутской области Валентина Перегудова, первый шанс исправить оценку у двоечников будет, как и прежде, бесплатный. А вот за вторую и третью попытки станут брать госпошлину, размер которой ещё не определили - сейчас подсчётами занимается Рособрнадзор. Также нет и нормативных документов, ограничивающих количество возможных пересдач - в итоге пока у непутёвых выпускников есть бесконечное число раз, чтобы исправиться.
Притом «оправдываться» можно будет не только в сентябре и феврале, как раньше, а в течение всего года, и не в школах, а в специальном центре независимой оценки качества образования, которого в Приангарье, правда, ещё нет. Однако Валентина Перегудова пообещала, что он заработает до начала кампании ЕГЭ-2016 на базе Института развития образования Иркутской области.
Возможно, «материальные санкции» за пересдачу станут для выпускников ещё одним стимулом готовиться к испытаниям усерднее. В этом году без аттестата о школьном образовании остались 70 одиннадцатиклассников, которые так и не смогли постичь премудростей математики и родного языка.
К слову, в прошлом году таких было в два раза больше.
«Реформа» обществознания
Между тем улучшения в системе Единого госэкзамена почувствуют не только двоечники, но и те, кто претендует на более высокую оценку. Из бланков по некоторым предметам составители ЕГЭ вычеркнут лёгкую тестовую часть «А», таким образом усложнив экзамен. Это коснётся географии, информатики и обществознания.
Последний гуманитарный предмет особенно любим выпускниками: в этом году его сдавали больше 8 тысяч школьников Приангарья, что стало абсолютным рекордом. Однако сдали плохо - в среднем аж на 2 балла хуже, чем в предыдущем году. Поскольку такая тенденция есть и в других регионах, задания по обществознанию решили переделать. Но к каким именно изменениям готовиться ученикам - ещё неизвестно.
Кандидат исторических наук преподаватель ИГУ Сергей Шмидт, который уже добрый десяток лет проверяет экзаменационные работы школьников по обществознанию, считает, что эту дисциплину вообще бы хорошо «удалить» из списка предметов ЕГЭ.
Сергей Шмидт |
«Я убеждённый сторонник Единого госэкзамена, но считаю, что обществознание - самая бессмысленная и ненужная дисциплина, испытания по которой мало что демонстрируют, но времени отнимают много и на подготовку, и на проверку: предмет пишет очень много выпускников, потому что вопросы настолько общие, что считается: «любой хоть как-нибудь да сдаст», - объясняет он. - Однако если оставлять этот экзамен и проводить какую-то его «реформу», я бы предложил убрать оттуда все вопросы, связанные с теоретической социологией. Она настолько далека от жизненного мира школьников, что не несёт никакого развивающего эффекта. Взамен я бы усилил юридический блок вопросов - с законами и правами связаны самые слабые ответы учеников, поэтому и готовить их по таким вопросам нужно лучше. Думаю, это способствовало бы развитию правовой культуры в нашем обществе в целом».