Линию рисовали по частям, поэтому её назначение поначалу оказалось для иркутян загадкой. Версий было много: от тротуарной разметки неизвестного назначения до предположений о том, что это –проделки уличных хулиганов. На самом же деле «Зелёная линия» – городской проект, призванный связать основные достопримечательности центра Иркутска. Для удобства туристов.
Справедливости ради стоит сказать, что подобного проекта столица Приангарья ждала уже очень давно – памятников старины в городе так много, что в 1970 году ему присвоили звание исторического. По ценному центру города, вооружившись камерой и телефоном, и побродил корреспондент «АиФ-Иркутск».
Очень приятно, царь
Очень приятно начать «поход» с царя. Именно возле памятника Александру III на асфальте гордо красуется единица, ознаменовывающая старт путешествия. Иностранный турист сразу должен понимать, что к русским императорам иркутяне всегда относились трепетно (достаточно вспомнить, какими почестями пару недель назад в областном центре встречали нынешнюю Главу Императорского дома).
Мало кто знает, что сейчас на набережной стоит копия памятника – его воздвигли всего несколько лет назад в память о монументе, который когда-то устанавливали в Иркутске, но по приказу советских чиновников (как известно, царей не особо любивших) демонтировали.
Чтобы узнать всю историю многострадальной скульптуры, не нужно быть историком-краеведом. Вся информация о памятнике, вплоть до значений медальонов, которые украшают нынешний его пьедестал, подробно, на двух языках, расписана на информационном щите, установленном неподалёку. Это же касается всех остальных достопримечательностей, по которым «водит» линия.
Их, кстати, всего 30. И это не только памятники. Зелёная полоса своеобразной «паутиной» соединяет церкви, дома известных иркутских купцов и меценатов, мемориалы и «учреждения». От памятника Александру тропа ведёт меня на улицу Ленина (бывшую Морскую), по пути встречаются особняк купцов Сибиряковых (нынешняя научная библиотека), Восточно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества (теперь отдел истории Краеведческого музея), драматический театр и памятник Ленину.
Важно, что о каждой достопримечательности можно не только прочитать, но и послушать информацию. К зелёной линии «прикреплён» аудиогид: позвонив по телефону 658-000, вы сможете услышать всё об интересующем вас объекте на английском или русском языке. Номера достопримечательностей нужно набирать с интервалом в пять секунд, и это не очень удобно. Но разработчики обещают придумать более комфортную схему. А пока «разговор» с гидом-роботом выглядит так:
«Китай набирает обороты»
Когда я отправлялась в турпутешествие по городу, в котором живу много лет, наивно считала, что ничего нового уже не узнаю. «Ну, каждый день я хожу по этому центру, чего я в нём не видела?», - думала я и ошибалась. Когда идёшь целенаправленно разглядывать дома, построенные полтора века назад, а не пролетаешь мимо них по делам, замечаешь такие детали, которые раньше ускользали от взгляда.
Многие ли иркутяне обращали внимание на старенький глобус на здании отдела природы краеведческого музея или масонский знак на бывшем здании областной научной библиотеки, в которой раньше находился дом золотопромышленника Файнберга?
Несмотря на то, что в Приангарье путешественницы оказались из обычного туристического интереса, о зелёной линии они ничего не знали – просто гуляли по городу, сами без экскурсоводов и гидов, и останавливались у всего, что вызывало интерес. Неудивительно, что внимание гостей из социалистического Китая привлёк и памятник «красному» лидеру.
Как позже сказал мне Денис Банщиков, директор муниципальной информационно-туристкой службы Иркутска, куда путешественники обращаются с вопросами о том, где погулять и что посмотреть, «Китай в Иркутске набирает обороты». И речь на этот раз не о трудовых мигрантах.
- В этом году в нашу службу обратились уже больше 700 туристов из Поднебесной, - поделился директор. - Если раньше из Азии приезжали в основном группы туристов, то теперь активно ездят и индивидуальные путешественники. Еще в прошлом году это было редкостью.
Однако путешественники из Азии сталкиваются в Иркутске с, казалось бы, неожиданной проблемой – несмотря на то, что граждан Китая, которые живут в Иркутске постоянно, год от года меньше не становится, языковой барьер до сих пор остаётся очень серьёзным. Проще говоря, Иркутску не хватает вывесок и табличек на китайском.
Самое важное, что есть в России
Кое-как направив гостей из Китая по зелёной линии, иду дальше: от памятника Ильичу тропа расходится в разные стороны. Однако если приглядеться к цифрам на информационном табло (повторюсь: такие установлены у всех объектов на полосе), понятно, что дальше следует идти в сторону сквера имени Кирова. По пути попадаются здание поликлиники №2, бывшее когда-то Иркутским отделением Русско-Азиатского банка, вуз, сейчас именуемый в народе «нархозом», который раньше был высшим начальным Александро-Мариинским училищем, и церковь во имя Михаила Архангела, знаменитая тем, что в ней венчался сам адмирал Колчак.
- Мне всегда хотелось отправится в путешествие по Транссибирской магистрали, и вот наконец-то у меня выдался свободный месяц. Я решил: «Ок, целого августа мне вполне хватит, чтобы увидеть самое важное, что есть в России».
Дальше лёгкий на подъем Роберт «прыгнул» в самолёт и оказался во Владивостоке, а оттуда поездом приехал в Иркутск. На всё ушла неделя.
- Я оказался здесь 4 дня назад, - продолжает рассказ швейцарец. – Но сразу по приезду бросился на Ольхон: не терпелось увидеть своими глазами Байкал. В итоге, моя экскурсия по Иркутску только началась: уже рассмотрел вокзал, мост, реку и несколько уголков центра.
Об иркутской зелёной линии путешественник узнал ещё до того, как приехал в Сибирь – про исторический маршрут, проложенный в городе на Ангаре, ему рассказал его друг из Швейцарии.
«Передайте им спасибо»
Распрощавшись с Робертом, отправляюсь дальше, фотографирую здание клиники глазных болезней, у которой разворачиваются троллейбусы. Раньше в этом доме располагался комплекс Базановского воспитательного дома с родильным отделением. Дальше линия выводит меня на улицу Канадзавы, к памятнику русско-японской дружбы. «Было бы символично встретить здесь японцев», - думаю я, но замечаю девушку вполне славянской внешности, которая с интересом разглядывает символ российско-азиатского сотрудничества. Дальше мы идём вместе. На моё счастье девушка отлично говорит по-русски, потому что она родом из Новосибирска и зовут её Маша.
- Приехала в Иркутск по работе на целую неделю, - рассказывает мне сибирячка, пока мы двигаемся в сторону здания городской администрации. – Но знакомых в вашем городе у меня нет, приходится всё исследовать самой. У меня была возможность только маленькую обзорную экскурсию посетить. Там я и узнала про зелёную линию. Сегодня целый день по ней хожу и очень рада, что у кого-то из иркутян возникла идея ёё создать – если знаете их, передайте им спасибо. Это очень здорово, что безо всякой помощи, не прибегая к какому-нибудь навигатору, не выискивая информацию о достопримечательностях в Интернете, можно просто походить и увидеть всё самое-самое интересное. А интересного в Иркутске много.
Кстати об идее. Зелёную линию Иркутску пообещали ещё года три назад, но воплотить задуманное в реальность удалось только этим летом. Казалось бы, какие трудности могут возникнуть, если хочешь всего-то начертить на асфальте полоску? Притом в мирных целях.
Но городские власти не искали лёгких путёй. Они стали придумывать, как можно облагородить проект инновациями (тем более, что отделы по туризму и по прогрессивным технологиям сидят в администрации города бок о бок). Вариант родился быстро: установить по всей «тропе» подземные светодиодные лампочки, чтобы маршрут было видно и ночью, и зимой из-под снега. Но идея забуксовала – препятствием стали деньги. Проект с подсветкой выходил недешёвым.
Так, от лампочек отказались и «проложили» зелёную линию методом «холодного пластика», которым уже долгое время рисуют дорожную «зебру» на самых проходимых перекрёстках города. Такой материал долго не стирается и красиво поблёскивает вечером в свете фонарей.
Ради справедливости стоит сказать, что, объединяя городские достопримечательности с помощью такой асфальтовой навигации, иркутяне не изобрели велосипед. Например, зелёная полоса уже давно существует в Тюмени, а в Перми нарисовали и вовсе сразу две тропы: красную и зелёную – одна водит по городским достопримечательностям, вторая – по местам жизни известных людей. Поговаривают, что необычный вид уличной навигации есть даже в Улан-Удэ.
Край неизведанный, загадочный
Здания администрации Иркутска и правительства области зелёная линия соединяет через сквер имени Кирова, потом уходит к Римско-католическому костёлу. Пока я восторгалась его красотой, со всех ракурсов его фотографируя, подошли двое скромных на вид парней. Оказались – французами. Один из них, Демиан, рассказал историю, которая поначалу показалась мне похожей на рассказ швейцарца Роберта: ребята захотели увидеть прекрасный Байкал, поэтому отправились на Ольхон. Озеро так поразило их своей красотой, что им захотелось поближе познакомиться и с большим городом (Иркутск они называют the big city), который «живёт» рядом.
Очень интересно, что Иркутском и Байкалом почему-то особенно интересуются именно французы. По словам Дениса Банщикова, из 4,6 тысяч туристов, посетивших город на Ангаре за 8 неполных месяцев этого года, 77% - иностранцы. А вот уже половина из всех зарубежных путешественников – французы.
- Число туристов у нас в городе с каждым годом растёт. Дело в том, что многие из них уже исследовали Европу и западную часть России, побывали в Москве и Петербурге, теперь у них проснулся интерес к Байкалу и Сибири в целом. Этот край для них ещё неизведанный и поэтому особенно интересный, - объяснил директор службы.
Не только центр
От Костёла дорога ведёт меня к Спасской церкви и вечному огню, затем от Кафедрального собора во имя Богоявления Господня поворачивает на Нижнюю набережную и тянется до самых Московских ворот. Оттуда довольно долгий путь придётся идти едва ли не по дворам – до самого выставочного центра имени Рогаля на пути не встречается ничего особенно примечательно. Затем интересного становится больше – дом Файнберга, особняк Второва, усадьба Трапезниковых (в их честь даже подумывают переименовать улицу Желябова).
Следующий объект – не дом и не памятник. Под номером 24 на карте значится 1-ая Арсенальская улица, или как мы знаем её теперь – Урицкого. И хоть зелёная линия почти сразу сворачивает на Карла Маркса, по Урицкого, которую ещё именуют Иркутским Арбатом, всё-таки стоит прогуляться – на ней можно встретить сразу 16 архитектурных памятников.
В «зелёный» проект попали только объекты центра Иркутска, хотя и за его пределами есть на что посмотреть. Не нужно забывать, например, про ледокол «Ангара», где скоро появится новый музей, или Казанский собор. Но как связать воедино их, специалисты по туризму пока не знают. Одна из идей на будущее – бесплатные автобусные экскурсии по отдалённым от сердца Иркутска «интересностям».
Впрочем, для самих иркутян, так называемая их «удалённость» весьма условна. Кстати говоря, жителей Иркутска, гуляющих по маршруту зелёной линии я так и не встретила. Видимо, многие заблуждаются, как и я когда-то, о том, что ничего нового путешествие им не откроет. А вот и не так. Нас наверняка ещё ждут несколько тёплых солнечных дней, а то и недель: освобождайте пару-тройку часов (у меня на всю прогулку ушло ровно два) берите с собой фотоаппарат, англо-русский разговорник и отправляйтесь по зелёной стреле. Ведь всегда интересно посмотреть на что-то новым взглядом. Взглядом путешественника.
Или хотя бы прогуляйтесь по маршруту виртуально. Вот здесь.