aif.ru counter
189

Куда ведёт «стальная нить»? Крупное месторождение нефти осваивают на севере

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. «АиФ в Восточной Сибири» 18/12/2019
Сварщикам предстоит соединить почти 9,5 тысячи труб.
Сварщикам предстоит соединить почти 9,5 тысячи труб. © / Дарья Галеева / АиФ

В начале этой зимы в Катангском районе Приангарья стояли 40-градусные морозы. На белом фоне сугробов и занесённых снегом елей в этот день рассыпались яркие искры: специалисты сваривали между собой две больших 12-метровых трубы. Это первый стык будущего нефтепровода, по которому потечёт «чёрное золото» с нового - Северо-Даниловского месторождения. Его начало осваивать АО «Верхнечонскнефтегаз» - дочернее общество НК
«Роснефть».

Почему сварщик - ювелир?

Кран-трубоукладчик, который выкладывает трубы в нитку будущего нефтепровода, поднимает каждую с невероятной лёгкостью, хотя весит одна такая «деталь» как маленький автомобиль - 1,2 тонны. Несмотря на такую внушительную массу, сварка - работа практически ювелирная.

Сначала трубы обязательно стыкуют с помощью специального оборудования - центратора, чтобы не было смещений свыше нормативных требований, затем будущий стык «облизывает» огонь - это необходимо, чтобы металл нагревался постепенно и не треснул от резкого перепада температур.

Как рассказывает руководитель проекта - представитель подрядной организации «Магистраль Логистик» Александр Макаров, на сварку одного стыка уходит почти полтора часа, ведь каждый - похож на «слоёный пирог»: сначала работники кладут корневой слой шва, потом заполняющий и облицовочный, чтобы стык получился максимально прочным.

Герметичность трубопроводной системы будут конт-ролировать и после того, как по ней побежит нефть. Для этого используются современные природосберегающие технологии: в начале и конце нефтепровода установят расходомеры жидкости. Такое решение позволит вести мониторинг возможных утечек сырья в режиме онлайн. Во время эксплуатации трубы нефтяники будут проводить периодическую диагностику её целостности с помощью внутритрубных ультразвуковых и электромагнитных приборов.

Первый шов сделали со стороны Верхнечонского месторождения, куда будут направлять всю добытую на Северо-Даниловском участке нефть. Однако вскоре нефтепровод начнут тянуть одновременно с двух месторождений навстречу друг другу. Длина нити составит в общей сложности 93 км, для этого сварщикам нужно будет соединить (подумать только!) почти 9,5 тыс. труб.

Сейчас специалисты варят по 10 стыков в день, столько же успевают сделать ночью - работа идёт круглосуточно. Однако темпы растут, в перспективе мастера хотят выйти на режим 40 стыков нефтепровода в сутки.

Сейчас будущий трубопровод уложен на специальных временных призмах, которые делают экскаватором для удобства сварщиков, однако, как поясняет заместитель начальника управления капитального строительства ВЧНГ Александр Задерейчук, готовый  нефтепровод будет проложен подземным способом. Чтобы не оттаивать мёрзлый грунт, который встречается на участках строительства нити, проект предусматривает применение тепловой изоляции.

На пути нефтепровода встречаются две речки: Инейка и Неригэ, трубу в дополнительном футляре проложат прямо под ними в специально созданных траншеях. Сделать это, кстати, возможно только зимой - в самое «горячее» для северян время, только в морозные месяцы здесь может проехать техника.

Сколько будет скважин?

«Это Северо-Даниловское месторождение. Вот здесь сейчас находимся мы, - показывает инженер управления капитального строительства компании Михаил Абрамов на карту, висящую на стене операторной, где он работает. - Рядом с нами - кустовая площадка №2».

Сегодня на месторождении четыре разведочные скважины,  с их помощью геологи искали «чёрное золото». Но сейчас «краны» закрыты - их расконсервируют только в середине декабря, когда откроется зимник. Пока к новому месторождению не протянули трубопровод, сырьё, добытое здесь, возят на Верхнечонский участок машинами. А весной и осенью проезда нет, на Северо-Данилово можно попасть только вертолётом.

Число скважин после этого, конечно же, в разы увеличится. По планам предприятия, обустройство месторождения включает в себя бурение 95 скважин на десяти кустовых площадках. 

В свете грядущего строительства важно протянуть между месторождениями не только нефтепровод, но и дорогу, по которой можно будет возить сырьё, материалы и  работников круглый год. Эту работу уже начали в 2018 году непосредственно на Северо-Даниловском месторождении. Строительство круглогодичной дороги стартовало ещё в сентябре 2019 года. Со стороны Северо-Данилово первый слой будущей трассы уложили уже на протяжении 12 км. Кроме этого, тянуть дорогу начали и со стороны Верхнечонского месторождения. Общая протяжённость трассы составит 86 км.

«Сейчас только на участке со стороны Северо-Даниловского трудятся около 120 человек, (столько же - со стороны Верхней Чоны. - Прим. ред.), - рассказывает производитель работ Валерий Фалилеев. - Работаем мы круглосуточно: зимой нужно обязательно трудиться в две смены, чтобы машины не замёрзли. А технику, кстати, применяем одну из самых современных».

Как говорит Александр Задерейчук, технологический проезд между двумя месторождениями планируют обеспечить уже к апрелю следующего года.

Кстати, строительство дороги включает возведение двух мостов через речки. Как говорят специалисты, Инейка весной сильно разливается, так что и мост будут строить с учётом этого.  

В чём принцип кластера?

Михаил Абрамов называет строительство круглогодичной автодороги одним из самых важных проектов, которые ведутся сейчас на новом месторождении. Но проект этот не единственный - активно возводят на Северо-Даниловском участке и другие необходимые промышленные объекты, в том числе дожимную насосную станцию с установкой предварительного сброса воды. За сложным названием скрывается та картина, которую любой обыватель представляет себе, если слышит про добычу нефти: огромные цилиндры-резервуары, в которых находится «чёрное золото». Под них на месторождении уже готовят фундамент -  бурят лидерные скважины и забивают металлические сваи специализированной техникой. Резервуаров для нефти будет два, их называют «пятитысячниками»: объём каждого по 5 тыс. «кубов». Ещё два резервуара, объёмом по 2 тыс. кубометров, здесь возведут для обеспечения пожарной безопасности объекта. 

«Видите эти рулоны? - спрашивает начальник участка управления логистики и складским комплексом ВЧНГ Антон Гончаров, показывая на свёрнутые розовые листы стали. - Это стенки будущих резервуаров, их высота 12 метров, то есть «цилиндр» будет высотой примерно с пятиэтажку. Резервуары - это не готовые «бочки», их строят - забивают сваи, монтируют дно, оборачивают его листами стали, накрывают крышей, проводят финишные мероприятия: утепление, антикоррозийную защиту и другие».

Кстати, после того как резервуары будут готовы, их герметичность проверят с помощью рентгена. Специалисты «просветят» каждый стык, и если какие-то швы покажутся недостаточно крепкими, их переварят.

По планам компании, дожимную станцию возведут в 2021 году, на ней от добытой на Северо-Даниловском месторождении нефти будут отделять воду, а затем отправлять в «сердце» нефтепромысла - на установку подготовки нефти Верхнечонского участка, где сырьё приведут к первой группе качества и после этого направят в систему магистральных нефтепроводов.

Северо-Даниловский участок - крупное месторождение: только извлекаемые запасы нефти, по оценкам геологов, здесь превышают 100 млн тонн. Более того, рядом расположено ещё несколько участков, которые «Верхнечонскнефтегаз» тоже планирует осваивать: Южно-Даниловское, Верхнеичерское и месторождение им. Лисовского. Они образуют новый Даниловский нефтегазодобывающий кластер.

Принцип кластера предполагает совместное использование транспортной инфраструктуры и оборудования для всех участков, которые в него входят, с учётом развитых производственных мощностей Верхнечонского месторождения. Это поможет осваивать все участки одновременно, то есть достигать синергетического эффекта.

«Роснефть», кстати, первой среди нефтяных компаний применила такой кластерный метод освоения месторождений. Его уже опробовали на Ванкорской группе участков на севере Красноярского края и тиражировали на Эргинский кластер в Югре. Даниловский нефтегазодобывающий кластер на севере Иркутской области станет третьим в России.

Кстати

Природосберегающие технологии применяются не только при строительстве нефтепровода, но и, например, при подготовке будущих кустовых площадок под бурение. Так, сейчас на Северо-Даниловском месторождении укладывают геомембрану, чтобы защитить почву от вредных воздействий.

Толщина мембраны - всего 1,5 мм, но этот современный материал вообще ничего не пропускает. Его листы сшивают специальным аппаратом. Это ещё одно чудо техники: машинка склеивает геомембрану горячим воздухом, автоматически передвигаясь по поверхности, примерно как робот-пылесос передвигается по квартире.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах