В новую дорожную одежду только в Иркутской области в этом году вкладывают больше 1,5 миллиарда рублей, работа уже «кипит» вовсю. Ещё недавно казалось, что проект буквально незыблемый и вообще ничего не может нарушить планов на ремонт, пока не выяснилась одна деталь: в Приангарье стремительно дорожает битум - важная составляющая асфальта. В августе и вовсе ожидают дефицит этого материала. Как это может отразиться на качестве и сроках реализации программы?
Вслед за бензином?
Заместитель министра строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Евгений Липатов называет рост стоимости битума основной головной болью своего министерства. По его
словам, ещё два года назад в начале ст
роительного сезона битум стоил 6 тыс. руб. за тонну, к осени 2016-го стоимость выросла на 100% и составила 12 тыс. рублей. За 2017 год материал подорожал до 17 тыс. руб. за тонну. С этой же отметки цена стартовала нынешней весной, но за 2 месяца уже выросла на 50%. Сейчас тонна битума стоит примерно 23 тыс. руб. И, как говорит Липатов, это не предел. По его прогнозу, к осени материал перешагнёт порог в 30 тыс. руб.
Эти цены - на битум, который производит
в Иркутской области единственный завод, расположенный в Ангарске. Там материал покупают как асфальтобетонные заводы, так и крупные предприятия, занимающиеся ремонтом дорог, у которых есть собственное производство асфальтобетонной смеси. Притом приобретают
материал дорожники не только из Иркутской области, но и из Бурятии, Забайкалья и даже Монголии.
Как считает Евгений Липатов, это тоже может влиять на цены: за границей битум покупают за доллары, курс валюты периодически растёт, а значит, растёт и выручка предприятия в рублях, поэтому продавать местным по старым ценам становится не так выгодно. Ещё одна причина: ни для кого не секрет, что горюче-смазочные материалы в этом году сильно выросли в цене в принципе, логично, что поднялась стоимость и таких производных нефти, как битум.
Фирма-дистрибьютор ангарского битума дорожникам удорожание не комментирует, как не стала объясняться и с корреспондентом «АиФ в ВС», заявив, что обсуждать цены с журналистами сотрудники не намерены.
Конечно, Ангарск - не единственный город, где производят вяжущий компонент, приобрести его можно и в других регионах. Евгений Липатов говорит, что опыт покупки битума в упаковках у наших дорожников был: они везли его, например, из Красноярского края. Однако это тоже получается невыгодно: транспортные расходы «убивают» всю экономию.
Экономия на миллиметрах
Ещё один нюанс: завод в Ангарске каждые август - сентябрь отправляется на плановый ремонт, из-за которого может возникнуть дефицит, но об этом все подрядчики знают, поэтому стараются запасаться материалом заранее, пока он, во-первых, в наличии, во-вторых - не стал ещё дороже.
По словам Липатова, единственное, как цена битума и его временная нехватка может сказаться на итогах программы этого года, - возможно, немного снизятся темпы работ. Хотя сейчас они хорошие, более того - ремонт на пяти участках (четыре из них - в Ангарске, один - в Шелехове) уже завершили. На стоимости реализации программы этого года нынешняя ситуация с ценами отразиться не может, так как контракты на ремонт участков дорог разыгрывали весной и стоимость там фиксированная.
Чиновники опасаются, что если битум продолжит дорожать, а по их прогнозам стоимость асфальтобетона из-за этого может подняться ещё на 30 - 40% в следующем году, то регион может через год перестать укладываться в финансовые рамки, установленные правительством РФ. А оно выделяет субъектам с численностью населения, как в Иркутской области, 745 млн руб. ежегодно. Придётся либо просить у федералов больше денег, либо снижать объёмы, а это тоже нежелательно, так как к 2025 году регион должен привести к нормативному состоянию минимум 80% дорог в Иркутской агломерации - то есть в Иркутске, Ангарске, Шелехове и населённых пунктах вблизи этих городов. Сейчас этот показатель - на уровне 52,5%.
Есть и риск того, что подрядчики просто будут менее охотно брать контракты на ремонт, так как чистая прибыль предприятий уменьшается пропорционально росту стоимости материалов.
- По сметам тонна асфальтобетонной смести стоит примерно 3,1 – 3,2 тыс. руб., эта цифра уже практически равна себестоимости асфальтобетона, которая выросла до 3,05 тыс. руб. за тонну, - говорит Липатов, он уточняет, что запасать битум впрок, например по осени, когда его цена падает, большинство дорожников и заводов, которые производят асфальт, не могут. У них просто негде этот битум хранить. В советские времена битумные хранилища обустраивал каждый, даже маленький, завод. Но после перестройки, когда дефицит материалов исчез, эту практику прекратили и хранилища перестроили.
Между тем, если себестоимость производства будет расти и дальше, подрядчики могут начать экономить - например, уменьшать толщину асфальтового слоя, а это неизбежно отразится на качестве ремонта.
Как пояснили корреспонденту «АиФ в ВС» эксперты дорожной отрасли, заменить битум в составе асфальтобетонной смеси нечем. Его доля в дорожном покрытии может достигать 60%. Учёные-химики разрабатывают различные модификации битума, но это пока только исследования, результаты которых ещё не внедрены в производство.
Кстати
В цене растёт и мазут. Если раньше он в Иркутской области стоил в два раза меньше, чем битум, то сейчас уже обогнал его. Цена тонны мазута доросла до 30 тыс. руб.