С 1 января 2012 года вступил в силу закон, согласно которому ставки акцизов на нефтепродукты значительно выросли. Это должно было привести и к неминуемому повышению цен на автомобильное топливо. Однако вопреки логике, в Забайкалье, да и в других регионах страны, стоимость бензина и дизтоплива в последнее время снизилась. Почему?
Корреспонденту «АиФ-Забайкалье» на этот вопрос ответил Рашит Абдеев, кандидат технических наук, заведующий кафедрой «Автомобильный транспорт» ЗабГУ.
Рост цен продолжится
Рашит Абдеев:- Объективных причин к снижению цен на топливо сегодня в России нет. Кроме того, акцизная политика государства лишь способствует их увеличению. Поэтому я считаю, что нынешнее незначительное удешевление стоимости бензина - это всего лишь политический ход. Пройдет месяц-другой, и рост продолжится.
«АиФ-Забайкалье»: - Многие специалисты в сфере автотранспорта уже начали делать первые прогнозы этого роста. Как вы считаете, сколько будет стоить бензин через полгода?
Р.А.: - Я думаю, что цена самого популярного топлива в среднем по стране будет в 1,5 раза выше нынешней. В Забайкалье она составит - 40-45 рублей. Об этом можно судить, проанализировав темпы роста акцизов на нефтепродукты. Например, еще в прошлом году с тонны бензина класса Евро-3 (АИ-92 и АИ-95) взималось 5 тысяч 672 рубля. С января 2012-го эта цифра составила 7 тысяч 382 рубля. Но даже на этом рост не прекратится! Уже сейчас запланировано повышение ставки акциза на 2013 и 2014 года. 10 тысяч 61 рубль придется заплатить с тонны топлива Евро-3.
Мы живем в условиях рыночной экономики, и удивляться повышению цен на нефтепродукты при подобной налоговой политике не стоит. Если расходы производителей и поставщиков услуги растут, то и возрастет ее стоимость - это аксиома «рынка», от которой нам не уйти. Производитель никогда не будет работать себе в убыток.
«АиФ-Забайкалье»: - Реально ли остановить рост акцизов на топливо?
Р.А.: - Извлечение прибыли для государственного бюджета с помощью налогов - это очень удобный механизм, которым пользовались и будут пользоваться по всему миру. Топливо - это один из самых популярных товаров, спрос на который будет всегда. Поэтому акциз на него так любят повышать власти. Другое дело, как они это делают.
Если не задумываясь о последствиях, взвинтить налог на горючее до абсурдного показателя, то можно серьезно пошатнуть экономическую ситуацию в стране. Расходы на ГСМ вынуждены нести практически все производители и поставщики товаров, использующие для перевозок автотранспорт. Поэтому вместе с ростом цен на топливо можно ждать и повышение цен на продукты питания и многие другие товары.
«Систему не сломишь!»
«АиФ-Забайкалье»: - В Забайкалье и сегодня, даже несмотря на снижение, одни из самых высоких цен на топливо в России. Причины только в отдаленном расположении региона от нефтеперерабатывающих заводов?
Р.А.: - Разумеется, нет. Чтобы убедится в этом, достаточно сесть за руль и проехать 200 километров в сторону бурятского поселка Романовка. Вы попадете на АЗС, где литр АИ-92 на три-четыре рубля дешевле. Неужели это расстояние столь велико, что для его преодоления забайкальскому поставщику приходится тратить больше, чем байкальскому?
Топливный рынок в регионе давно поделен. Попасть туда новому поставщику и навязать конкуренцию просто нереально. В 2009 году это заметили и в забайкальском управлении федеральной антимонопольной службы и завели уголовное дело по признакам нарушения федерального Закона «О защите конкуренции». Конечно, итоги этого разбирательства привели к сиюминутному успеху, но в целом систему не сломали, поэтому еще какое-то время мы продолжим находиться в этой ценовой «ловушке». Но в будущем, я думаю, стоимость топлива все же уравняется по всей стране.
Взорвали, разровняли, уложили?
«АиФ-Забайкалье»: - Именно акцизы на топливо стали главным источником финансирования дорожных фондов. Сумеют ли таким способом решить в Забайкалье проблему дорог?
Р.А.: - Говорить об этом пока рано. Тем не менее уже сейчас понятно, что столь весомые денежные вливания на содержание и строительство дорог должны помочь в решении проблем автотранспортной сети Забайкалья и страны в целом. Сама идея использования для этих целей дорожных фондов не нова. Они существовали еще во времена СССР, но после перестройки о них забыли, видимо, за ненадобностью. В итоге, долгие годы мы вынуждены были оставаться без нормальных дорог, на которые просто не было денег. Как говорится, хотели как лучше, а получилось как всегда.
К счастью, нынешняя власть вспомнила о дорожных фондах и вернулась к ним. Уже начали отчисляться первые средства регионам. Недавно была озвучена и сумма, выделенная Забайкалью, - 3,4 миллиарда рублей. Главное, чтобы дорожники в свою очередь подошли ответственно к своей работе.
«АиФ-Забайкалье»: - Вы сомневаетесь в их квалифицированности?
Р.А.: - Здесь дело не только в них, а скорее, в технологиях, которые они используют. Пригнали два бульдозера и завезли два контейнера с тротилом. Рванули, разровняли, положили асфальт, и пожалуйте ленточку перерезать. А если не уложились в срок, то в оправдание начинают вспоминать о климатических условиях Забайкалья. Кстати, мы с северной частью Китая находимся в равных условиях, но ведь там дороги строят на порядок качественнее. И им вечная мерзлота совсем не мешает.
Пересядем на велосипед
«АиФ-Забайкалье»: - Вернемся к ценообразованию на топливном рынке региона. Как вы считаете, что-нибудь в нем зависит от самих забайкальцев или же только от власти?
Р.А.: - Я напоминаю, что мы живем в эпоху рыночной экономики, и государство не может влиять на стоимость ГСМ. Конечно, акцизная политика - это весомый механизм манипуляции, но не такой, как спрос потребителя. Если бы мы поменьше приобретали автомобилей, сжигающих по 40-50 литров бензина на 100 километров, чаще ходили бы пешком, а летом пересаживались бы на велосипеды, то цена на топливо сама собою снизилась на несколько пунктов. И это не сказки, это законы экономики. Жаль только, что обыватели, скорее, готовы выйти на митинг против высоких цен на бензин, нежели поумерить свой пыл, заезжая на заправку.
Досье:
Рашит Абдеев - кандидат технических наук, автор более 50 научных публикаций по вопросам автомобилестроения, заслуженный деятель науки и техники СССР. В 1981 году защитил кандидатскую диссертацию. С 1996 года заведующий кафедрой «Автомобильный транспорт» ЗабГУ.
АиФоризм:
Когда бензин становится роскошью, средство передвижения превращается в недвижимость.