Возникший там дефицит автомобильного топлива вскоре перекинулся и на соседние территории.
Самая сложная ситуация сейчас сложилась на Алтае, в Кемеровской, Белгородской и Брянской областях. Не лучше обстоят дела в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Красноярске, Воронеже, Тыве, а также на Сахалине, в Тамбовской и Орловской областях.
- Когда я услышал о кризисе, решил заправить сразу целый бак, на всякий случай, к тому же у меня скидка есть, - говорит иркутский автолюбитель Владимир Бондаренко. - Хотя настроения в водительской среде спокойные, судорожно бензин никто не скупает. Тем более не все могут сразу больше тысячи выложить - обычно заправляются максимум рублей на 500.
Слова водителя подтверждают и эксперты, по оценкам которых обстановка на топливном рынке в нашем регионе «на общем фоне выглядит более-менее стабильно».
Вся надежда на здравый смысл
Наверное, с такой оценкой можно согласиться: если в некоторых субъектах бензин подорожал сразу на несколько рублей (в Барнауле, по сообщениям СМИ, почти на 5 руб.), то у нас (по данным за прошлую неделю) - в среднем на 50 коп. Между тем Росстат по-прежнему относит Иркутск к числу самых дорогих городов для автолюбителей - до нашего уровня цен даже наиболее пострадавшие от дефицита регионы еле-еле дотягивают.
На большей части АЗС последнее повышение стоимости произошло в середине минувшей недели. Тогда на заправочных станциях компании «ОМНИ» цены на бензин марки Аи-98 и дизтопливо поднялись на 50 коп., 92-й и 95-й стали дороже на 20 коп. Изменились ценники на АЗС «Крайснефти»: Аи-92 достиг отметки в 26 руб. (плюс 40 коп.), Аи-95 - 28 руб. 50 коп. (плюс 50 коп.), 98-й подорожал на 20 коп., а 80-й - на 50 коп. Представитель ЗАО «Иркутскнефтепродукт» сообщил нашему изданию, что 28 апреля на их заправках по всем маркам увеличение произошло на 20 коп. И при этом заверил, что дефицита автотоплива в регионе нет и не ожидается, ведь с Ангарского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) поставки будут осуществляться бесперебойно.
Заправка про запас
Однако другой наш собеседник, коммерческий директор «ОМНИ» Денис Писаревский менее оптимистичен. По его словам, начиная с середины апреля в регионе чувствуется нехватка высокооктановых бензинов:
- Топливо затруднительно приобретать на всех отечественных НПЗ, в том числе на Уфимском, Омском, Ангарском. На нефтебазах остаётся небольшой запас, его хватит где-то дней на десять. В связи с этим мы обращаемся в нефтяные компании с просьбой о предоставлении топлива, подключились к решению проблемы и областные власти. Я надеюсь, что здравый смысл всё-таки возобладает, и без бензина мы не останемся.
Рост цен в рознице специалисты связывают с аналогичной тенденцией в секторе оптовых продаж: по информации Дениса Писаревского, в апреле стоимость тонны бензина увеличилась примерно на 10-12%, прогноз на май - ещё 5% плюсом. Настолько же, по прогнозам аналитиков инвестиционного холдинга «Финам» и Минэнерго, в ближайшее время подрастут и розничные цены, а по году данный показатель может достичь 30%.
Между тем, иркутские водители тревогу пока не бьют и вслед за барнаульскими коллегами пересаживаться на велосипеды не собираются. «Ажиотажного спроса мы не видели, хотя объёмы реализации на 10% увеличились. Видимо, водители всё же подстраховываются и покупают с запасом», - считает Денис Писаревский.
Остаётся надеяться, что решение российских нефтяных компаний прекратить в мае экспорт нефтепродуктов, чтобы насытить внутренний рынок, принесёт свои плоды, а игроки, уличённые в картельном сговоре, получат по заслугам.
Кстати:
При правительстве Иркутской области будет создана рабочая группа по мониторингу и контролю ситуации на розничном рынке нефтепродуктов. По данным регионального министерства экономики, крупные поставщики нефтепродуктов имеют достаточные запасы топлива, бензин в области продаётся без ограничений.