С 15 июля в Иркутске повышается стоимость проезда на муниципальном общественном транспорте с 15 до 25 рублей, сообщили в администрации города.
Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров в областном центре включает 119 маршрутов, из них 33 автобусных, 10 троллейбусных и 7 трамвайных обслуживают муниципальные предприятия «Иркутскавтотранс» и «Ирутскгортранс». Они осуществляют перевозки по так называемому регулируемому тарифу, о повышении которого и идёт речь. На остальных 69 маршрутах работают коммерческие перевозчики по нерегулируемому тарифу - частники сами устанавливают цену за проезд, сейчас это 25 рублей днём и 30 рублей вечером.
Политическая цена
До сих пор стоимость проезда в 15 рублей в иркутском муниципальном транспорте была одной из самых низких среди административных центров регионов. Например, разовая поездка в трамвае Улан-Удэ обходится в 20 рублей, в Красноярске - в 28 рублей. За автобус уланудэнцы платят 25 рублей, а красноярцы - 32 рубля. Это тарифы, установленные муниципальными властями.
«На сегодняшний день цена проезда в муниципальном транспорте Иркутска не экономическая, а политическая, - считает председатель правления Союза автомобилистов Сибири Алексей Шабанов. - Заботятся, чтобы бабушки не переплатили. А вы спросите у ново-ленинских бабушек, чего они хотят: за 15 рублей трястись в ПАЗике, в который ещё надо забраться, или спокойно ехать за 25 рублей в низкопольном автобусе? Сейчас городская администрация закупает большую партию таких автобусов и скоро выпустит их на маршруты».
В городе должен работать низкопольный транспорт, доступный маломобильным гражданам, настаивает общественник. А от шныряющих по Иркутску ПАЗов надо отказываться - они созданы для скачек на селе. Не место таким автобусам в городе. В областном центре им точно делать нечего. Раз частники не хотят развиваться в этом направлении, то нишу должен занимать муниципалитет.
Рентабельные 50 рублей
«В последнее время ценники на запчасти, резину, масла выросли в два раза. Если говорить о рентабельности, то экономически обоснованная стоимость проезда сегодня составляет не меньше 50 рублей», - считает руководитель некоммерческого партнёрства «Объединение автотранспортных предприятий города Иркутска» Сергей Ошурков.
Будут ли частники поднимать цены вслед за мэрией? В начале июля в кулуарах городской думы говорили о том, что осенью частники собираются увеличить стоимость проезда в Иркутске с 25 до 30 рублей.
«Посмотрим, как повышение тарифа на муниципальном транспорте скажется на доходах коммерческих перевозчиков», - отвечает Сергей Николаевич.
Многие иркутяне отдавали предпочтение муниципальному транспорту, так как стоимость проезда в нём была меньше на 10 рублей. Теперь цены сравняются с коммерческими автобусами - нет смысла ждать троллейбус или трамвай, чтобы уехать подешевле.
В такой ситуации часть клиентов муниципальных автотранспортных предприятий уйдёт к частникам, доходы которых однозначно вырастут за счёт прироста пассажиропотока. Если станут больше зарабатывать, то, возможно, предполагаемое увеличение тарифа коммерческими перевозчиками до 30 рублей так и не состоится, по крайней мере, этой осенью.