Ситуация на строительном рынке Иркутской области медленно, но верно улучшается: растут объёмы, подтягивается качество, считает новый руководитель Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области Маргарита Ли. Но есть и проблемы.
Маргарита Ли |
- У нас по-прежнему практически не ведётся жилищное строительство по области. 90% строек – это Иркутск и Иркутский район. 10% - Братск, Ангарск. В городах и посёлках возводят только социальные объекты: детские сады, школы. Жилищное строительство не развивается. Возможно, это связано с высоким спросом на квадратные метры в областном центре, - рассуждает Маргарита Ли. - Радует единая с контролирующими органами политика регионального министерства строительства – теперь власти делают главный акцент не на скорость и объёмы строительства, а на качество. Министр настойчиво требует от застройщиков выполнения всех норм и требований и старается минимизировать деятельность «халтурщиков» на территории региона.
Где парковки и благоустройство?
К главным препонам на пути к безупречному качеству Маргарита Ли относит несовершенства в законодательстве. В частности, речь идёт об отмене государственной экспертизы проектной документации.
- Плюс здесь только один – сроки строительства стали меньше, потому что исчезли безумные очереди в госэкспертизу. Как только частную и государственную экспертизу уравняли в правах, начал активно формироваться рынок негосударственных экспертиз. Конечно, иногда застройщику проще обратиться к частнику, чтобы быстрее «договориться» о своём проекте. Отсюда много претензий к коммерческим организациям. Мы всё чаще видим недочёты и недостатки при составлении проектной документации: нарушаются требования по благоустройству территории, по количеству парковочных мест в жилом комплексе или торговом центре, объекты пытаются втиснуть туда, где им не место, где нет достаточных площадей и не рассчитаны на дополнительную нагрузку коммунальные сети. Видя, с какой лёгкостью застройщики проходят экспертизу проектной документации, возникает вопрос относительно качества этих проектов.
Читайте также: | |
---|---|
В связи с этим у Службы появился новый вид деятельности – теперь её сотрудники не просто проверяют соответствие объекта проектной документации, но и досконально изучают саму проектную документацию, смотрят, всем ли требованиям она отвечает.
- Мы вынуждены писать жалобы в Росаккредитацию, именно там коммерческие организации проходят аккредитацию. Но пока никаких мер не принято. Ни у одного нарушителя не приостановили действие лицензии, не говоря у же о том, чтоб лишили лицензии, - рассказывает эксперт.
Но специалисты службы не собираются опускать руки. Их следующий шаг – обжаловать заключение экспертиз в суде ещё на начальной стадии строительства, чтобы потом не было таких ситуаций: жилой комплекс построили, а парковки для всех жильцов не предусмотрели.
«Малоэтажку» – под надзор
Ещё один пробел в законодательстве – отсутствие контроля за строительством малоэтажного жилья.
- На такие объекты с проверками может выходить только прокуратура, но у них не своих специалистов, а наша штатная численность не рассчитана на малоэтажку, - поясняет Маргарита Ли.
В итоге эти дома остаются без контроля. Они вводятся в эксплуатацию росчерком пера главы муниципалитета, на территории которого ведётся строительство. При этом муниципальные власти нередко превышают свои полномочия и закрывают глаза на то, что вместо 3-этажного дома вырастает 5-этажный. У нас уже есть такие примеры в Иркутском районе. А затем начинают сыпаться жалобы граждан на некачественное строительство. И людей не волнует, надзирал кто за стройкой или нет, их интересует результат: почему жильё некачественное? Оправдания типа «это не наши полномочия» граждан не устраивают. И я их понимаю. Поэтому в будущем мы планируем выйти с законодательной инициативой, чтобы этот момент как-то урегулировать и сделать «малоэтажку» подконтрольной.