В период с 2013 по 2022 год случаев травмирования посторонних граждан на Восточно-Сибирской железной дороге стало намного меньше. Их число за 9 лет уменьшилось с 135 до 49. При этом трагедии с участием детей происходят каждый год. Специалисты отмечают, что наибольшее число несчастных случаев с несовершеннолетними приходится на летние каникулы и начало сентября.
Миллионы на безопасность
Чтобы сократить число трагедий, ОАО «РЖД» уделяет большое внимание профилактике нарушений. Одно из основных направлений — строительство ограждений и пешеходных переходов со световой и звуковой сигнализацией.
«С 2014 по 2022 годы в границах ВСЖД построили 28 таких пешеходных переходов и установили 15,5 километра ограждений вдоль железнодорожных путей, — добавляет Сергей Лиханов. — На эти работы в общей сложности потратили более 400 миллионов рублей. Первые переходы со световой и звуковой сигнализацией появились в границах Иркутска и Усолья-Сибирского».
По словам Сергея Лиханова, в первую очередь их устанавливают в тех местах, где фиксировалось больше всего случаев травмирования. На возведение одного такого объекта тратится от 9 до 26 миллионов рублей. В 2023 году запланировано строительство перехода на станции Падунские пороги в Братске.
В контексте пресечения трагедий на железнодорожных путях специалисты также ведут статистику экстренных торможений, к которым прибегают локомотивные бригады, чтобы предотвратить наезды на людей, пересекающих пути в неположенном месте. Специалисты отмечают: поезд не может затормозить мгновенно, ему требуется от 500 до 2 000 метров — в зависимости от массы состава и его скорости.
«Совместно с сотрудниками транспортной полиции и работниками администраций муниципалитетов проводим рейды по выявлению участков, на которых чаще всего пересекают пути в неположенном месте, — добавляет специалист. — В 2020–2022 годах выявлено 51 такое место».
Смертельные игры
Если говорить о профилактике несчастных случаев на железной дороге среди несовершеннолетних, то нельзя обойти вниманием проблему «зацеперов». Это экстремалы, которые забираются на крыши поездов и снимают ролики, которые молодёжь стремится повторить. Однако в нашем регионе, по словам железнодорожников, такие развлечения особенно опасны.
«В западной части страны напряжение в контактной сети у поездов составляет 3 тысячи вольт, — поясняет Сергей Лиханов. — У нас же практически на всем протяжении Транссиба поезда приводятся в движение электрической тягой с напряжением в проводах 27,5 тысячи вольт — это в 125 раз больше, чем в бытовой розетке. Поэтому важно разъяснить, что при попытке подняться на вагон или конструкцию моста на расстоянии ближе двух метров от контактной сети человек получает удар током, который в 99 процентах случаев смертелен».
Также детям и взрослым важно помнить, что находиться у железной дороги небезопасно. Например, в 2011 году 7-летнего мальчика, игравшего около путей, затянуло потоком воздуха под движущийся состав.
Часто дети и подростки находятся на объектах железнодорожной инфраструктуры в наушниках, что создаёт дополнительные риски. В таком случае они могут попасть под поезд даже на переходе со звуковым и световым сопровождением.
Наушники снижают концентрацию внимания на железной дороге, которая является местом повышенной опасности. Например, в конце прошлого года в Усолье-Сибирском мальчик в наушниках торопился к электричке и попал под колёса встречного поезда, который не заметил.
Сергей Лиханов отмечает, что безопасное поведение детей и подростков на железной дороге во многом зависит от того, какой пример им подают взрослые.
«Недавно мы проводили профилактическую акцию на станции Усолье-Сибирское: дети стояли с плакатами с правилами безопасности при пересечении путей, — говорит он. — Несмотря на это, после объявления о прибытии поезда на станцию большинство взрослых двинулось к платформам, игнорируя специализированные безопасные переходы. Некоторых удалось образумить только после вмешательства транспортной полиции».