В отличие от всей предыдущей недели, когда нехарактерная для нашей сибирской зимы отметка в -3°С не хотела опускаться вниз, сегодня столбик термометра показывал -17. Значит, не мешало бы одеться по теплее. Не могу сказать, что жду от сегодняшней поездки каких-то особенных экстремальных впечатлений, разве что погладить хоть одну из знаменитых ездовых собак (такой «экстрим» для меня в самый раз), но, все же, захватила теплые варежки, не смотря на то, что принципиально почти всю зиму хожу с «голыми руками». Мало ли, вдруг пригодятся…
«Собачий рай»
Вся дорога до Листвянки к «собачьему раю» Олега Тюрюмина, заняла, как мне показалось, не больше пяти минут. Не успела я хорошенько обдумать, что же такое собака: «роскошь или средство передвижения», как автомобиль подъехал к просторному двору, и пришлось выходить из машины. Небольшой дом, баня, возле которой «припарковано» несколько нарт и снегоход, вобщем, все как у людей. Если бы не один момент. На том месте, где у обычных деревенских жителей располагается огород, зимой, как правило, припорошенный снегом, насколько хватает глаз, здесь, не совсем стройными рядками раскинулся собачий город.
Так вот она какая «собачья жизнь», промелькнуло у меня в голове. Кто-то надменно и даже слегка презрительно взирал на пришельцев с крыш своих «домов» (как позже выяснилось это лидеры упряжек), кто-то, не обращая на нас никакого внимания, суетился, «наводя порядок» у себя «во дворе», а кто-то и вовсе боялся высунуть носа из конуры.
Нас встретил Олег только что вернувшийся с тренировки. Он радушно улыбнулся, поблескивая заледенелыми усами, и пригласил нас в дом. Это необычное «ранчо» и есть знаменитый Байкальский центр ездового спорта, так манящий любителей экстремального туризма со всего света. Олег Тюрюмин владелец центра, сорока восьми собак, отец пятерых детей и по совместительству известный почти во всем мире каюр.
– Для начала, я думаю, вам следует попробовать, что же такое собаки, - произнес Олег, и ушел, оставив трех своих гостей в замешательстве. – Естественно не на вкус, - пошутил он, выглянув из-за угла.
А вам слабо!?
У нас была минута на размышление. Крайним оказался тот, кто медленнее всех соображал. Как известно девушкам свойственны некоторые колебания, поэтому коварный жребии выпал мне. Страшно… особенно тому, для кого «спорт» – это один из телевизионных каналов. На попятную идти было уже поздно, да и не очень-то хотелось упускать такой шанс.
Началась длительная психологическая подготовка, я бы даже сказала «психологическое запугивание».
– В первую минуту у тебя мышцы сведет судорогой, но ты не обращай внимания, это от страха, – «подбадривал» меня Олег. – Когда человек боится, то все делает правильно.
Пока меня экипировали в синтепоновый комбинезон и красную шапку, чтоб если что было заметно, где меня скинули с нарт, во дворе творилось что-то невероятное. Сорок восемь собачьих голосов наперебой лаяли, выли, скулили, били себя в грудь лапой, только чтоб их заметили и поставили в упряжку. Это смысл их жизни: бежать, бежать, бежать…
На этот раз, специально для меня выбрали щадящий состав. По словам Олега это были пять самых спокойных псов под предводительством легендарного Звонка, который был в числе 12 собак привезенных с Камчатки девять лет назад специально для Олега Тюрюмина. Звонок вместе со своим хозяином участвовал во всех гонках и экстремальных экспедициях, он мудрый и опытный пес, поэтому я могла полностью на него положиться.
Технология управления собачьей упряжкой невероятно проста. Стоя на полозьях и держась за спинку нарт нужно громко командовать собакам: «Гоу!» для того чтобы они тронулись, «Право! Лево!» на поворотах, при этом всем телом уходя в ту сторону, куда поворачивают собаки, непрерывно подбадривать их фразами «Хорошо! Молодец!», а для остановки кричать «Стоп!» и давить всем весом на тормоз. Но вопрос в том станут ли слушать тебя собаки, или они понесут экипаж туда, куда захочется им и остановятся только тогда, когда им вздумается, а ты, если повезет, вовремя слетишь в какой-нибудь сугроб, иначе неминуемо столкновение.
– Надень рукавицы, - посоветовали мне, когда я, выслушивая инструктаж, по-привычке вцепилась голыми руками в железную спинку нарт. Вот и пригодились мне мои теплые варежки, которые я двадцать минут перед уходом искала в куче зимнего хлама.
Сперва, меня усадили в сани, как пассажира, увезли поглубже в лес, а уж там остановив упряжку, заставили встать к «рулю». Пока мой инструктор пересаживался, мне нужно было всем весом давить на тормоз, удерживая нарты на месте. Но не тут-то было, 6 собак безудержно рвались вперед и мой «бараний» вес им не помеха. Инструктору пришлось запрыгивать почти на ходу. На самом деле упряжкой я почти не управляла, но, все равно, была безмерно горда собой. Все, что я делала, это изо всех сил держалась за спинку саней и на поворотах наклонялась то вправо, то влево. И я скажу, это было совсем непросто. Команды подавал инструктор с пассажирского места и изредка подталкивал нарты ногами, если я вдруг клонила их не в ту сторону.
Ветер нещадно бил в лицо, текли слезы, и каждый раз, уворачиваясь от случайных веток, которые грозились выколоть мне глаза, я едва ли не переворачивала повозку. Но, к счастью, все обошлось без падений. Пальцы начали замерзать, но я этого уже не чувствовала. Я только вошла в кураж, когда собаки начали сбавлять темп, и мы въехали в уже знакомый двор. Легкое разочарование в том, что мы все-таки остановись, сменилось радостью, поскольку ко мне вернулись чувства, и я с трудом разжала заледеневшие пальцы. Еще бы чуть-чуть и я бы их лишилась. В доме меня уже ждали с кружкой горячего чая.
Образ жизни, зов предков…
Олег Тюрюмин мастер международного класса по гонкам на собачьих упряжках на длинные дистанции. Каюром он начал заниматься не так давно, всего девять лет назад. Это совсем не много для мастера такого уровня, но за это время Олег успел обрести широкую известность и репутацию спортсмена-путешественника.
– Вокруг меня больше ажиотажа, который я естественно поддерживаю. В России, кроме меня больше нет каюров такого уровня, - ехидно улыбаясь, нескромно отмечает Олег. – Есть еще Сергей Панюхин, но он не занимается туризмом, он исключительно спортсмен.
Байкальский центр ездового спорта организовался в 2001 году, когда Олега пригласили тренировать собак в компанию «GreenExpress». За это время центр пережил немало бед, начиная от страшной эпидемии, заканчивая угрозой увольнения и продажи питомцев, что было самым страшным испытанием для их хозяина. Но теперь Олегу и его «друзьям спортсменам» нечего боятся, потому что с недавних пор он, и его жена Наталья полноправные владельцы центра и всех собак.
– Начиналось все с 12 собак. У меня была маленькая комнатенка где-то в деревне, 40 лет за плечами, я не знал, кого с кем ставить, собаки дрались, не слушали, постоянно скидывали с нарт. Рядом никого не было, кто бы помог, подсказал. Я тогда часто думал для чего мне вообще это нужно? Но вскоре все стало налаживаться, навык постепенно приходил, мы набрали инструкторов помощников. Появлялся контакт с собаками.
Спорт для Олега не в новинку, он всю жизнь занимался легкой атлетикой, тренировал спортсменов международного уровня, да и отношения с собаками по жизни складывались хорошие. Он даже был тренером Иркутской сборной по летнему многоборью с собаками, и сам нередко принимал участие в соревнованиях. Но каюр, как говорит спортсмен: «это совсем другая песня».
– Для того чтобы понять, что это то единственное дело, которым мне нравится и хочется заниматься, мне нужно было только участвовать в гонке. В 2004 году в этапе кубка мира, который проходил на Камчатке, мы заняли второе место. Это было первое серьезное испытание с дистанцией в 300 км, после этого я готов был идти хоть на северный полюс. Когда участвуешь в таком мероприятии, где все зависит не только от тебя, но в большей степени от твоих собак, происходит серьезная переоценка отношений, начинаешь больше понимать и ценить своих лохматых товарищей. Сейчас с каждым из моих псов у меня особый контакт, потому что со всеми я бегал, все они выросли у меня на руках. Сейчас для меня, да и для моей жены, это образ жизни, зов предков если хотите.
Нет денег, нет соревнований
Почти сразу после первого чемпионата при центре ездового спорта организовали «школу юного каюра». Набрали листвянской ребятни и стали готовить себе помощников.
– Поскольку я бывший тренер для меня нет ничего нового. Сподвижников тогда не было, надо было воспитывать. В 2006 году мы с ребятами уже поехали на чемпионат России, ходили с ними на Мунку-Сардык, на самокатах с собаками через весь Ольхон. Все, что было бы им интересно, мы делаем. Если бы у меня всегда была постоянная сумма денег, чтоб содержать своих собак, я бы бросил этот туризм и занимался только ребятишками, ездил бы со шпаной на чемпионаты Европы и мира.
Каюр это достаточно дорогой вид спорта, только на ветеринарные препараты в год уходит 250-300 тысяч рублей, не говоря уже о том, сколько стоит участие в соревнованиях, постоянно приходится искать спонсоров. Хорошо что туристический бизнес приносит свои доходы, да и кроме того немалый опыт для собак и самого Олега.
– В США и Европе этот вид спорта достаточно хорошо раскручен, поэтому найти спонсоров для участия в каком-то масштабном мероприятии для зарубежных коллег не составляет труда. Для меня же это реальная проблема.
В 2010 году Олег Тюрюмин намерен принять участие в четырех международных гонках, которые будут проводиться в России, и во всех четырех непременно занять первое место, а в следующем, 2011 году испытать свои силы в беспрецедентной гонке на 3000 км, результат которой автоматически попадает в «Книгу рекордов Гиннеса».
– На всех этих соревнованиях моя основная цель опередить Сергея Панюхина, у него большой опыт в международных гонках. Он раньше жил на Камчатке, и занимается исключительно спортом. Если я и спортсмен, и путешественник, и турист, мне нравится и организовывать и проходить маршруты, то он чистый спортсмен. Вся фишка в том, что я не могу взять всех своих лучших собак, здесь я все равно должен оставить четырех лидеров, иначе весь туристический бизнес заглохнет, а вместе с ним и спорт. Морально и физически и я и собаки готовы даже к гонке на 3000 км. Я специально не считал, но за зиму в туризме мы наматываем больше 6000 км. Сейчас я готовлю особую команду, но пока не все получается так, как хотелось бы. На самом деле единственной серьезной проблемой остается спонсорская помощь. Нет денег, нет соревнований.
Листвянская сказка
Прожив бок обок с собаками столько лет, и испытав настоящих друзей человека в несчетном количестве экстремальных ситуаций, Олег и его супруга Наталья давно осознали, что это совершенно необыкновенные животные. У них бесконечно можно учиться доброте, верности, честности, справедливости и силе духа. Они невероятно похожи на людей, только намного лучше. А еще считается, что собаки не умеют говорить, но это не так. Вскоре должна выйти в свет детская книга, реальная история о реальных живых собаках, записанная Натальей со слов знаменитого Звонка, на упряжке которого я имела честь прокатиться.
– Идея книги витала давно, – рассказывает автор Наталья. – За собаками постоянно наблюдаешь, замечаешь какие-то интересные детали, и очень хочется рассказать об этом другим. У них совершенно другая собачья жизнь. Их мысли, чувства, все это видно по их поведению.
Главный герой, главный повествователь это лидер – Звонок. Описываемые события происходят первого апреля. Это реальная история, когда Олег со своими товарищами впервые организовал сумасшедшие гонки на льдинах по Байкалу, сейчас такая гонка проводится ежегодно. Кроме собак героями книги будут реальные люди, имена героев-людей это первые слоги их настоящих имен. Я очень люблю рисовать, и у меня своеобразная детская манера, поэтому в книге будет много рисунков, и вкладыши, которые дети смогут вырезать и составлять собственную упряжку. Книжка будет познавательная, с легендами Байкала и многовековой историей нарт. Работа велась полтора года. Текст был написан всего за неделю, а вот иллюстрации требовали кропотливой работы. Все свои рисунки, прежде чем утвердить в книгу я показывала детям, они были главными цензорами. Это первая книжка она будет весенняя, потому что все события происходят 1 апреля, следующая будет летняя, всего будет 4 книги, потом героями станут другие более молодые собаки.
Вполне возможно, что в скором времени эта книга станет новым бестселлером. Очевидно одно, для того чтобы писать детские книги нужно вложить в них свою душу. Почти так же и в спорте: для того чтобы собака выводила тебя из снежной пурги без всяких маяков, чтобы в гору она тянула тебя изо всех сил, чтобы просто любила тебя и была верна, нужно отдать ей часть своей души.
Возвращаясь из Листвянки домой, уже поздним вечером я четко знала, что собаки это не роскошь, и уж совсем не средство передвижения, это стиль жизни. И чтобы по-настоящему любить достаточно всего лишь иметь сердце, а собака, отвечая тебе взаимностью, завоюет для тебя все медали.