Иркутск, 13 мая – АиФ-ВС. На вопрос читателя отвечает заместитель директора проекта Система «Город» Ирина БУРНОСОВА:
Ирина БУРНОСОВА |
– Радует, что люди стали изучать свои квитанции, разбираться в начислениях и задавать вопросы. В описанном случае никакого сбоя не произошло, долг действительно реальный. Объясню его происхождение. Раньше, если потребитель платил копейка в копейку, задолженность по отдельной услуге образоваться не могла. ЖЭК или управляющая компания собирали деньги в один котёл и сами рассчитывались с поставщиками ресурсов. Однако такое положение дел перестало устраивать ресурсоснабжающие организации. По их мнению, часть предназначенных им денег или оседала в кармане УК, или перечислялась несвоевременно. Чтобы сделать платежи более прозрачными, ввели систему расщепления. Теперь собранные с населения средства напрямую поступают поставщикам услуг: ежедневно деньги за холодную воду и водоотведение переводятся в «Водоканал», за отопление и горячую воду – в теплосбытовую компанию, за содержание жилья – управляющей организации. До места назначения они идут максимум сутки. Сегодня по такому принципу работает почти половина наших клиентов из числа ТСЖ и управляющих компаний.
Издержки расщепления
Читайте также: | |
---|---|
С 1 июля поднимаются тарифы на коммунальные услуги Информационно-аналитическую систему управления ЖКХ создадут в Приангарье |
Откуда же берётся долг, если вы платите за «коммуналку» копейка в копейку? Обычно все карты путает сделанный по итогам прошлого месяца перерасчёт за тепло или воду. Если ваш дом сэкономил, например, на тепле, то в строке «отопление» неминуемо появится переплата – её обозначают в квитанции знаком «минус». Переплата может быть такой большой, что не только закроет текущий платёж по отоплению, но ещё и перейдёт на следующий месяц. Зачесть её, предположим, в счёт холодной воды, нельзя, так как воду и тепло предоставляют разные поставщики. Прежде, когда деньги собирали в общий котёл, и управляющая компания сама рассчитывалась с ресурсоснабжающими организациями, никто не заострял на этом внимание собственников. Какому поставщику, какую сумму перечислить – было заботой управляющей компании. Сейчас каждый потребитель должен чётко понимать: если у него есть переплата по какой-то услуге, допустим, в тысячу рублей, то эту тысячу он недоплачивает за другие услуги. В итоге по ним копится долг.
В идеале, чтобы избежать задолженности, нужно внести сумму, увеличенную ровно на размер переплаты. Например, если в строке «итого к оплате» стоит 2300 рублей, а переплата составляет 200 рублей, то отдать придётся 2500 рублей. В следующем месяце ваш аванс в 200 рублей обязательно учтут при начислении.
В некоторых городах области нашли другой выход – там просто стали выдавать людям пачку квитанций – по каждой услуге свою. Сразу всё встало на свои места: если собственник видит, что за воду у него переплата, он просто в этом месяце не платит за неё. Другие же услуги гасит полностью.
Сегодня извещение, завтра деньги
Кстати: | |
---|---|
В Иркутске уже не один год обсуждается идея создания Единого расчётно-кассового центра, специалисты которого производили бы все начисления за услуги ЖКХ и собирали средства с населения. Единый РАСЧЁТНЫЙ центр действительно нужен, считает Ирина Бурносова, а вот КАССОВЫЙ – вряд ли. Это шаг назад. Людей лишат выбора. Сейчас они могут платить за «коммуналку» через кассы банков, платёжные терминалы и банкоматы, а также через Интернет – то есть заплатить можно круглосуточно. С появлением же Единого кассового центра всех, как и прежде, загонят в ограниченное количество точек приёма платежей. Появятся очереди – как следствие, упадёт собираемость. На сегодняшний день, в областном центре работает около 600 пунктов приёма платежей. Единый РКЦ вряд ли обеспечит такое же количество. |
Если же вы по-прежнему получаете одну общую квитанцию, следуйте некоторым советам. Не спешите в кассу до того, как придёт извещение об оплате. Сначала внимательно изучите платёжный документ. В нём должны быть перечислены все услуги, нормативы потребления по ним, тарифы, если установлены приборы учёта – их показания, а также размер задолженности или переплаты на начало расчётного периода по каждой услуге, начисления за текущий месяц и итоговая сумма оплаты. Если управляющая компания не разносит извещения по почтовым ящикам, жильцы могут самостоятельно получить свою платёжку в офисе УК либо ознакомиться с ней на сайте «Системы «Город» uplati.ru. Для доступа к информации необходимо получить карту Системы (она бесплатная) и ПИН-код для доступа в личный кабинет, где вы сможете отслеживать все свои платежи.
Выход есть
Если у собственника возникают вопросы по начислениям, задавать их стоит прежде всего своей управляющей компании или ТСЖ. Платёжная система не имеет никакого отношения к начислениям, она лишь собирает с населения средства в соответствии с данными, полученными от управляющих компаний и ТСЖ, и перечисляет их поставщикам услуг.
Поэтому неразбериха с переплатами в первую очередь связана с тем, насколько корректно сделала начисления управляющая компания. Единых правил сегодня, к сожалению, нет. Одни бухгалтера работают в Exel, другие в 1С, третьи вообще считают вручную в «амбарной книге». У всех УК разные программы, разные возможности и разный технический уровень.
Но, как говорится, безвыходных ситуаций не бывает. Технические возможности «Системы «Город» настолько велики, что позволяют упорядочить ситуацию с накоплением переплат по каким-то услугам. Мы всегда можем настроить нашу программу так, чтобы сделать расщепление наиболее корректным. Но подвести всех под единый алгоритм не получится. С каждой управляющей компанией нужно работать индивидуально. Мы всегда открыты для диалога. Давайте вместе делать платежи за услуги ЖКХ эффективными, прозрачными и удобными для людей.
Татьяна МИХАЙЛОВА
Если у вас возникли вопросы по теме статьи, присылайте их в редакцию. Ответы будут опубликованы в ближайших номерах «АиФ в ВС» и на сайте uplati.ru