Напомним, правительство обещает гражданам, сдавшим свою машину в утиль, скидку 50 тысяч рублей при покупке нового авто, выпущенного в России, включая собранные в нашей стране иномарки. Стоит отметить, что чистая выгода автовладельца при этом составит всего 47 тысяч рублей - три тысячи придётся заплатить за утилизацию. Кроме того, наличными деньги вам не выдадут. Видно, чиновники испугались, что многие потребители потратят государственные «полтинники» не по назначению, потому и решили заменить их сертификатом.
Нет утилизатора - нет программы
Как бы там ни было, но нашим землякам данные «ваучеры» пока не светят. Сергей Михайлович из Братского района уже убедился в этом на собственном опыте. Решив сдать свои старенькие «Жигули» 1975 года выпуска, 67-летний мужчина и предположить не мог, через какие мытарства ему предстоит пройти. Вначале его «футболили» из одного дилерского центра в другой, отправляя то в Братск, то в Усть-Илимск, то в Иркутск. Когда наконец выяснилось, что заявку можно сделать в Братске, пенсионер попадал только в резервную очередь. Пришлось обратиться к одному их иркутских автодилеров. Благо, Сергею Михайловичу во всём помогала дочь Татьяна: она обзванивала дилерские центры, выясняла условия программы, оформляла заявку по электронной почте.
- Однако мои усилия оказались тщетны, - говорит Татьяна. - Отца поставили в очередь, но сможет ли он купить новую машину по госпрограмме, пока неизвестно. В дилерском центре советуют надеяться и ждать.
Причина «пробуксовки» программы - отсутствие сертифицированного утилизатора на территории региона. Ближайшая площадка находится в Красноярском крае. Получается, что жителям Иркутской области нужно гнать свою «клячу» к «автобойне» за сотни километров. За свой счёт, между прочим.
Конечно, есть более удобный способ: гражданину можно привезти машину в дилерский центр (если авто не на ходу, придётся раскошелиться на эвакуатор), оплатить 3 тысячи рублей за услуги пункта по утилизации, зарезервировать у дилера новый отечественный автомобиль и оставить свой по доверенности. Далее дилер всё берёт на себя: он снимет машину с учёта в ГИБДД и, заключив договор с транспортными компаниями, организует перевозку авто на площадку утилизации. При получении полностью оформленного и заполненного свидетельства об утилизации можно завершить оформление нового железного коня. В течение десяти дней Минпромторг России компенсирует дилерам стоимость доставки автомобиля до ближайшего утилизатора и 50 тысяч рублей выпадающих доходов при продаже машины со скидкой.
Гиблое дело
По сути, автодилеры не теряют ни копейки. Тогда почему они не спешат принимать старые автомобили у граждан? Ответ прост: им это невыгодно. Дело в том, что сумма компенсируемых государством транспортных расходов не должна превышать 5 тысяч рублей.
- Этих денег недостаточно, чтобы доставить машину до Красноярского края, - отмечает маркетолог одного из иркутских дилерских центров Владимир Михайлов. - Более того, автомобиль необходимо пригнать на утилизатор в том же состоянии, что он был принят в дилерском центре. Как это сделать - вопрос открытый.
Поэтому дилерские центры (их в регионе около десяти: один находится в Усть-Илимске, все остальные - в Иркутске) пока только принимают заявки от граждан для участия в программе и формируют очередь. В Усть-Илимске, например, их уже две - основная и резервная. «Желающих обменять свою старую «копейку» на новые «Жигули» очень много, - отмечает менеджер отдела продаж Евгения. - Но, к сожалению, мы не можем приступить к приёмке машин.
Не исключено, что в Приангарье программа по утилизации старых автомобилей закончится, так и не успев начаться. Ведь сроки её действия - до 1 ноября 2010 года.
Языком цифр:
20-30 тысяч машин в год - лишь с такой производительностью возможна окупаемость пункта утилизации (по мнению иркутских бизнесменов).
Около 200 тысяч авто в год выходит из эксплуатации на территории всей России.
Мнение:
Владимир Михайлов:
Ситуация поменяется кардинальным образом только с появлением утилизатора на территории Иркутской области. Однако местные бизнесмены не считают этот вид деятельности прибыльным, поскольку лишь часть вторичного материала имеет продажную стоимость. Хорошо реализуются металл, аккумуляторы, масла, которые пригодны для переработки, некоторые запчасти. Во всём остальном это только затраты. Проблема ещё и в том, что старые автомобили советской и российской сборки вообще не приспособлены для утилизации - их компоненты трудно разделить, а определённые элементы небезопасно утилизировать с экологической точки зрения.