Однако потоки воды на отремонтированных улицах, автомобили, рассекающие лужи, как моторные лодки, и горожане, прыгающие вокруг луж на остановках общественного транспорта после обильного дождя, - всё ещё остаются привычной картиной для нашего города. Удивляет и то, что в середине осени бурная деятельность на дорогах продолжается, несмотря на заморозки и осадки в виде снега.
У многих иркутян, особенно из числа автомобилистов, такое положение дел вызывает только сожаление: удовольствие от езды по ровной поверхности продлится наверняка недолго, ведь вода, как известно, камень точит, что уж тут говорить об асфальте. Например, житель Иркутска, водитель с 20-летним стажем Виктор Михайличенко считает, что ремонт дорожного полотна без одновременного строительства ливневой канализации - чистой воды очковтирательство и бесполезная трата денег.
- Конечно, первоначальное впечатление от отремонтированных дорог, той же улицы Байкальской, по сравнению с тем, что было раньше, просто обалденное, - делится наш читатель. - Но это - пока сухо, а как пойдёт дождь, сразу все положительные эмоции смывает дождевой водой, которая заливает эти дороги. Как вы думаете, при отсутствии ливнёвки, долго они продержатся в таком хорошем состоянии?
Житейские наблюдения и выводы Виктора поддерживают и специалисты. В частности, доктор технических наук, профессор Александр Михайлов, считает, что отставание в городском благоустройстве и развитии коммунальной инфраструктуры накапливалось в столице Восточной Сибири годами и отсутствие системы ливневой канализации - наглядное тому подтверждение. Особенно в её строительстве нуждается центральная часть города, для которой к тому же характерна близость грунтовых вод, чему тоже в немалой степени способствует отсутствие ливневой канализации. А это, предупреждаетАлександр Михайлов, одна из страшнейших проблем для дорожного полотна, чреватая морозным пучением асфальта и его разрушением.
Вопрос ребром
Как долго продержатся отремонтированные дороги при отсутствии ливневой канализации?
- Не больше года, - считает инженер-строитель автомобильных дорог Юрий Волик. - Для разрушения дорожного полотна вполне достаточно попадания воды даже в незначительную трещину, перепады температур от плюса к минусу, которые характерны для осеннего сезона, активизируют процесс. А весна «добьёт» то, что начато сейчас. И не надо быть экспертом, чтобы понимать это.
Конечно, срок службы дорожного полотна зависит от очень многих позиций: и от количества слоёв дорожной «одежды», и от того, на какую основу клался асфальт, и при какой температуре воздуха шла укладка, а также от температуры самого бетона. Но если не устранена одна из основных причин, влияющих на качество дорог, то есть не сделана ливнёвка, то даже строгое соблюдение дорожными строителями всех необходимых условий не спасёт отремонтированные иркутские дороги. И в самое ближайшее будущее городским властям вновь придётся вкладывать средства в их ремонт.
Комментарий:
Вадим Сметанин, старший государственный инспектор ГИБДД Иркутска:
- Существует два вида ремонта дорог: капитальный и реконструкция. Если делалась реконструкция, значит затрагивалась вся инфраструктура (колодцы, теплосети, ливневая канализация). Сдать дорогу после реконструкции без ливнёвки специальной комиссии просто невозможно.
Если же производился капитальный ремонт дорожного полотна, предусматривающий только смену асфальта, то при отсутствии ливнёвки делать её дорожники не обязаны.
Мнение эксперта:
Николай Беляев, архитектор-градостроитель, разработчик проекта планировки ливневой канализации Правобережного округа Иркутска:
- Картина с ливневой канализацией в центре города весьма плачевная. В своё время она делалась локальными кусками, и чёткой ясной картины выявить так и не удалось: откуда втекает - оттуда же она, собственно, и вытекает. Особенно в районе центрального рынка и торгового комплекса, при строительстве которого было даже перерыто русло небольшой речушки. Именно поэтому в период дождей или после сильных ливней перекрёсток улиц Партизанская - Тимирязева всегда затоплен водой.
Задача разработчиков проекта заключалась в том, чтобы выявить уже существующие участки ливневой канализации (нельзя же их закрыть и делать всё заново) и разработать проект планировки новых магистралей.
Разработанный проект, в котором учтён опыт строительства ливневой канализации и локальных очистных сооружений (так как законодательство запрещает открытый сброс ливневой канализации в акваторию Ангары) Санкт-Петербурга и Москвы, принят на градостроительном комитете и передан в департамент благоустройства Иркутска. А уж как этот документ будет реализовываться в жизнь - другой вопрос. Срок действия проекта рассчитан на 15 лет, но если учесть, что строительство ливневой канализации требует огромных капитальных вложений, вряд ли городские власти приступят к решению этой назревшей проблемы в ближайшие годы.
Кстати:
По меньшей мере недоумение вызывает так называемый капитальный ремонт улицы Партизанская, который, по заверениям департамента дорожного строительства благоустройства и транспорта администрации Иркутска, планировалось завершить к концу лета 2009 года. На самом деле в настоящее время участок от ул. 1-я Советская до ул. Пискунова так и остаётся нетронутым. Не дошло дело до ремонта и ещё одного участка на Партизанской: от ул. Лыткина до Волжской.