Вероятнее всего, большинство читателей удивится, прочитав о том, что американские солдаты в 1919-1920 гг маршировали в Иркутске, дислоцировались на Кругобайкальской железной дороге и в Верхнеудинске (сов. Улан-Удэ) и даже участвовали в решающем бою с семёновскими войсками в посёлке Порт Байкал.
Борьцы с большевизмом
Об этой забытой войне в современной «Исторической энциклопедии Сибири» скупо и политкорректно, всего несколькими строками, упоминается как об иностранной интервенции стран Антанты против большевистской России (1919-1920).Как же американские войска оказались в Сибири? В начале ноября 1917 г. США прервали дипломатические отношения с Россией, не признав легитимность большевистского режима. 2 августа 1918 г. США высаживает около 5 тыс. американских солдат на севере России в Архангельске (кстати, именно там американцы устроили первые концлагеря в истории России) и 16 августа - 7950 солдат во Владивостоке. В Иркутск батальон американских солдат отправляют для охраны американского консульства.
Американцы официально придерживались политики невмешательства во внутренние дела России и ставили главной целью установить полный контроль над Сибирской магистралью, но оставаться сторонними наблюдателями при охране единственного Сибирского транспортного пути им не удалось - воевать пришлось как с партизанами, так и с бандами Семёнова, даже со своими японскими союзниками чуть-чуть не дошло до боевых столкновений.
Основной декларируемой задачей американских солдат была охрана вместе с союзниками Сибирской железнодорожной магистрали и защита скопившихся во Владивостоке громадных запасов вооружений и грузов, в т.ч. отправленных из Америки для русской Императорской армии (более 800 тыс. тонн различных неотправленных грузов на сумму, превышающую 1 млрд долларов США, некоторые из них ожидали начала движения по Транссибу более двух лет). На американской военной карте американскими секторами обозначены участки Транссиба: Спасское - Иман (Владивосток - Хабаровск) и Верхнеудинск - оз. Байкал.
Историк Генрих Иоффе свидетельствует: «Два батальона полка (примерно 2,5 тыс. человек) были расквартированы в Верхнеудинске, и город порой бывал терроризирован бесчинствующими американскими солдатами. Наглые приставания к женщинам на улицах «с гнусными предложениями», пьянство с дебошами, стрельба в ресторанах и «тайных притонах», ограбление частных квартир с применением насилия - таков далеко не полный перечень «подвигов» американских солдат-интервентов. 7 июня 1919 г. управляющий Забайкальской областью С.А. Таскин доносил В. Пепеляеву, что «деятельность американских солдат и американского командования чем дальше, тем всё большее озлобление и возмущение вызывает во всех слоях общества».
В своей книге воспоминаний офицер экспедиционного корпуса США Гарри Хофман пишет, что атаман Семёнов выдвинул обвинение о «непристойном» поведении американских войск по отношению к мирному населению Верхнеудинска и обвинил их в пособничестве большевикам. Двухтысячная армия Семёнова подошла к Вехнеудинску, и атаман в ультимативной форме потребовал, чтобы американцы в течение суток покинули город. Морроу парировал, что население и чиновники Верхнеудинска дали согласие на американское присутствие, и они - против входа частей Семёнова в город. «С обеих сторон было около 2000 штыков, - пишет Гарри Хофман. - Две наших пушки были установлены на высоте у железной дороги. Недалеко от Верхнеудинска стоял лагерь японцев в три с половиной тысячи штыков. Их вмешательство спасло Верхнеудинск от прямого боевого столкновения семёновцев и американцев, а город - от разрушения».
...или невольные союзники?
Решающее столкновение американцев с семёновцами состоялось зимой 1920 года под Иркутском. В городе в то время царила анархия. По воспоминаниям атамана Забайкальского казачьего войска Г.М. Семёнова, «предместья города Иркутска (Звёздочка и Глазково - на левом берегу Ангары и Знаменское - за Ушаковкой) находились в руках войск образовавшегося в Иркутске эсеровского «Политического центра». Войсками этими командовал капитан Калашников. В самом Иркутске ещё держались юнкера, сотня иркутских казаков и добровольцы из офицеров и солдат.
Отряды семёновцев были направлены к Иркутску после сообщения о том, что союзнические войска не пропускают поезд Колчака в Забайкалье. На помощь Верховному правителю атаман Семёнов отправил три бронепоезда, конный отряд и стрелковый полк во главе с генералом Скипетровым. Однако ему не удалось захватить город. 9 января 1920 года отряд Скипетрова был разгромлен чехами и солдатами 27-го американского полка.
Разоружение семёновцев на подступах к Иркутску в порту Байкал помогло антиколчаковским силам удержаться у власти. Этот бой с участием чешских легионеров и американского батальона солдат против наступающих на Иркутск семёновцев стал переломным боевым эпизодом в противостоянии белых, эсеров и большевиков.
Через несколько лет после эвакуации американских войск президент США Уоррен Гардинг назвал американскую интервенцию в Россию ошибкой. Тем не менее, об американском присутствии в тревожный период безвластия верхнеудинцы сохранили добрую память. Местные жители предпочитали охрану американцев произволу семёновских банд и были благодарны американцам, не впустившим части атамана Семёнова в Верхнеудинск. Американцы открыто возмущались произволом бандитских формирований атамана Семёнова и сочувственно относились к большевикам и партизанам. В связи с этим в одном из приказов американское командование напомнило американским солдатам: «Вы прибыли в Сибирь не для поощрения большевизма, а для борьбы с ним».
Кстати:
Во время гражданской войны в Сибири дислоцировались войска из Японии, США, Канады, Великобритании, Франции, Италии, Польши, Румынии и Китая. На Тихвинской площади в Иркутске часто проходили парады иностранных войск. Сохранилось много старинных фотографий, на которых иногда трудно определить, какие иностранные войска маршируют в центре Иркутска. В городе открывались английские клубы и рестораны, в модных салонах американские солдаты изучали русский язык и ухаживали за русскими девушками. Иностранцев на улицах города было больше чем в нынешнее время.
Общая численность оккупационных войск (союзников Колчака) на территории Сибири и Дальнего Востока к середине января 1919 года составила по разным оценкам 130-150 тыс. солдат, что сопоставимо с численностью колчаковской Сибирской армии.