Без лишней паники. Байкал пока не собирается превращаться в болото

В нашей экологии не все так гладко, как в госотчётах. © / Людмила Портнова / АиФ

В начале ноября в Москве прошел итоговый форум активных граждан «Сообщество», в котором уже второй раз участвует эколог-общественник Надежда Николаева. Она организатор акции по уборке мусора «Праздник чистоты» на Ольхоне и руководитель Иркутской региональной общественной экологической организации «Мой Байкал». Надежда Петровна ездит на сборы российских активистов за новым опытом и свежими идеями в области экологии, некоммерческих организаций и волонтёрства.

   
   

Внизу «эколестницы»

Надежда Николаева: До нашей области любые новые тенденции добираются очень долго, а на таких масштабных форумах собираются самые «продвинутые» эксперты. Так я узнала о корпоративном волонтёрстве, когда крупные компании направляют организованные группы своих работников-добровольцев для участия в различных проектах. Эту идею применила к своей акции «Праздник чистоты» на Ольхоне, которую мы проводим с 2012 года. И уже есть результаты: расширились масштабы мероприятия, оно вышло за пределы региона.

Вторая прекрасная идея, которую я привезла с недавнего форума, но пока ещё не придумала, как развивать у нас, - социально ответственный туризм. Эта программа рассчитана на то, что турфирмы и турбазы, подключённые к ней, продают туристам путёвки и какой-то процент от продаж перечисляют на помощь территории.

Корреспондент «АиФ-Иркутск»: Думаете, иркутские турагентства и владельцы турбаз пойдут навстречу такой идее?

- Многие уже занимаются этим, но стихийно, по велению души, не зная, как правильно оформить свою деятельность. Кстати, турбазы часто нам, общественникам, помогают: видят интересный проект и сообщают о своём желании поддержать его.

- Среди иркутян экологическая тематика популярна. Значит ли это, что относиться к природе стали серьёзнее?

- Интерес к экологии действительно вырос - это теперь модно, но пока ещё слишком поверхностно. Мой партнёр Дарья Бедулина, кандидат биологических наук, провела исследование, которое показало, что у нас в стране очень низкая экологическая грамотность. От Европы мы в этом вопросе отстали лет на 20-30. Даша в своей работе распределяет людей на пять ступеней, в зависимости от их экологической «развитости». Она создала анкету, заполнив которую можно понять, на какой ступени находишься ты. Россияне «дотягивают» только до второй и третьей: в частности, мы не разделяем дома мусор, не отказываемся от пластиковых пакетов в супермаркетах.

   
   

«Говорите громче!»

- Чем сейчас больше всего озабочены защитники Байкала?

- Использованием фосфатов, которые есть во многих стиральных порошках, и отсутствием очистных сооружений. Учёные пока не могут с уверенностью назвать причину появления спирогиры. Но на примере других стран точно знаем, что фосфаты вызывают рост этой водоросли. И Америка, и Япония серьёзно столкнулись с такой проблемой. Поэтому надо позаботиться о том, чтобы оградить наши водоёмы от фосфатов, ведь из стиральных машинок сливы так или иначе доходят до рек. Пока власти не могут принять никаких законных мер, запрещающих применение вредных моющих средств, потому что это будет нарушением закона о конкуренции и спровоцирует проблемы с Таможенным союзом, действует только ограничение Роспотребнадзора. Вторая возможная причина «набега» водорослей - «самотёк» сточных вод. К сожалению, региональная власть пока не ставит себе в приоритет создание очистных объектов, поэтому всё ложится на плечи муниципалитетов. А где району найти деньги на составление сметы и на дорогих специалистов, которые бы взялись за разработку проекта по очистке воды? Получается замкнутый круг. Чтобы хоть как-то его разорвать, мы открыли проект «Чистое море», в котором нашими волонтёрами становятся эксперты, технологи, юристы, проектировщики, согласные помочь в создании сметы.

- Надо признать, о Байкале говорят много и часто. Но не забывают ли экологи-активисты о других экологических «болезнях»?

- Просто Байкал - точка концентрации этих «болезней». Прекрасно знаем о вредных выбросах в атмосферу в Братске и Усть-Илимске, о состоянии воды в Иркутском водохранилище, о незаконных строительствах возле водоёмов об

Кстати:
Этой осенью в Иркутске открылся лекционный экологический клуб «Мой Байкал». Лекции проходят каждый четверг в областной юношеской библиотеке им. И.П. Уткина (ул. Чехова, 10). «Экологическую» информацию можно получить из первых рук - от биологов и экологов.
ласти, о пожарах, о вырубке лесов… Мне кажется, если мы привлекаем внимание к Байкалу, то заставляем видеть и другие наши проблемы. Многое зависит и от местных активистов. Например, я представляю Ольхон и Байкал, потому что там родилась. Всё-таки нужно упорно работать, чтобы о волнующей тебя проблеме начали говорить громко. Если бы не «байкальские» защитники, то никто ничего бы не слышал, потому что, если верить отчётам и региональных, и федеральных властей, у нас всё хорошо.

- Судя по заявлениям федеральной власти, наши руководители начали понимать, что с некоторыми экологическими «пороками» общество самостоятельно не справится…

- Честно сказать, пока мы этого «понимания» не чувствуем. Власти относятся к Байкалу как к святыне, возле которой ничего нельзя строить, но никаких конкретных мер не предпринимают. Кроме федерального закона об охране озера и поправок к нему больше ничего не было. Непосредственно на Байкал не выделили ни копейки.

Чересчур мрачно?

- Художники из соседней Бурятии организовали «разгневанную» интерактивную выставку-манифест «Апокалипсис на Байкале», а в Иркутске живёт поэтесса, которая пишет стихи в защиту озера - экоарт набирает обороты. Как считаете, искусство - действенный метод помощи?

- Если это подают как призыв к помощи, к «незамалчиванию», то, думаю, да. Но не надо допускать алармизма - панического преувеличения, что всё глобально плохо. Нагнетать обстановку бесполезно, надо пойти и реально что-то делать. Как раз поэтому большинство волонтёров - оптимисты, они предпочтут собирать мусор, а не дискутировать в соцсетях. У меня своя философия: я говорю о том, что нужно спасать людей. Байкал в спасении не нуждается, он был, есть и будет, а мы - «мелкие букашки» на его берегах. Пока сильно не мешаем, он нас терпит, но достаточно одной волны, чтобы всех смыть.

- Мрачное настроение подогревает распространённое сейчас суждение о том, что «Байкал превращается в болото». На нём основывается одна из петиций, которые теперь стало так модно подписывать в Интернете. Она адресована министру природных ресурсов и экологии РФ…

Досье:
Надежда Николаева родилась в 1970 году в Ольхонском районе. Окончила БГУЭП. Эксперт Общественной палаты Иркутской области, член комиссии ТПП. Популярный блогер.
- Не знаю, кто придумал сравнение «Байкал - болото», но я его не принимаю абсолютно: проблемы у озера есть, но превращаться в трясину оно уж точно не собирается. На форуме мы как раз обсуждали нулевое воздействие подобных петиций на тех, кому они адресованы. А вот для нашей области от этого «документа» один вред: прочитают его туристы и задумаются, стоит ли ехать на «болото». Пока мы этого не ощущаем: турпоток растёт с бешеной скоростью. Возможно, даже стоит его ограничить, потому что инфраструктуры нет, а под напором туристов всё ещё больше «задыхается». Зато китайцы у нас «процветают»: например, на Ольхоне за март построили трёх-этажную турбазу и уже отработали сезон. Не удивлюсь, если в следующем году они выстроят шесть или девять этажей, ведь земельных ограничений для них нет. У них не только своя турбаза, но и свои самолёты и гиды. Притом все доходы уходят в Китай, нам не достаётся ничего. Не поспоришь - работают они безупречно, бизнес выстраивают так идеально, что через пару лет мы можем остаться в стороне и только разводить руками.

Смотрите также: