Причина одна - недостаток финансирования дорожного хозяйства региона, в голос утверждают специалисты.
- Из года в год дорожная отрасль финансируется по остаточному принципу, боле того, - не наблюдается прироста денежных средств, а только их сокращение. Тем временем количество автотранспорта в регионе увеличивается в среднем на 13% в год, - отмечает руководитель ОГУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» Владимир Малых. - Естественно, это отражается на состоянии наших магистралей. Дорога - живой организм, поэтому её ремонт должен быть своевременным. Если мы не сделаем ремонт сегодня, то завтра придётся делать капремонт, если завтра не сделаем капремонт - послезавтра будем строить новую автомагистраль.
В Приангарье же в последние годы выполняется только текущий ремонт дорог, хотя практически все транспортные артерии региона нуждаются в капитальном или реконструкции.
Региональный менеджер ОАО «Иркутсгипродорнии» Людмила Пуляевская убеждена в том, что дефицит средств ведёт к снижению темпов строительства и незапланированным затратам.
- Реализация многих инвестиционных проектов региона невозможна без упреждающего развития транспортной инфраструктуры, - считает Людмила Васильевна. - Так, постоянное недофинансирование дорожных работ привело фактически к срыву «Программы развития автомобильных дорог области на период 2000-2010 годы».
На сегодняшний день ОГУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» разработана долгосрочная целевая программа на 2011-2015 годы. Для её реализации потребуется финансирование из федерального (2251 млн рублей), областного (8830 млн рублей) и местных (54,5 млн рублей) бюджетов.
- Мы уверены, что с принятием данной программы ситуация в дорожном хозяйстве Иркутской области изменится в лучшую сторону, - отмечает Владимир Малых. - В результате реализации программы доля дорог, не отвечающих нормативным требованиям, к 2015 году уменьшится на 12,9%, прирост новых дорог составит 105,1 км, 6 населённых пунктов будут обеспечены постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог.
К сожалению, реализацию программы тормозят три незавершённых объекта: строительство автодороги Тайшет - Чуна - Братск, реконструкция автодорог Еланцы - Хужир и Усть-Ордынский - Оса. Чтобы начать новую стройку, необходимо завершить старую. Для этого требуется 775,8 млн рублей.
Сравнительная таблица финансирования дорожной отрасли в различных регионах в 2010 году
Наименование региона | Протяжённость дорог, км | Содержание авто-дорог, руб. | Ремонт авто-дорог, руб. | Капитальный ремонт, руб. | Строительство, руб. |
Иркутская область | 14,3 | 670,4 тыс. | 91,4 тыс. | 0 | 192,6 тыс. |
Красноярский край | 12,6 | 1млн 765 тыс. | 1 млн 810 тыс. | 0 | 222,6 тыс. |
Новосибирская область | 12,7 | 1 млн 244 тыс. | 293 тыс. | 515,7 тыс. | 561,4 тыс. |
Языком цифр:
В Иркутской области на начало 2010 года протяжённость автомобильных дорог общего пользования составляет 14,3 тыс. км, в том числе федеральные дороги - 1,6 тыс. км, региональные - 3,5 тыс. км, прочие (местные) - 9,2 тыс. км.
Между тем 63% региональных и 80% прочих дорог не отвечают нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию. До сих пор 172 населённых пункта Приангарья не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования.