И в отношении объёмов финансирования, и в части выполненных работ. Так, из областного бюджета в этом году на содержание, ремонт и строительство дорог направлено свыше 1 млрд рублей, да ещё и Федерация «подкинула» несколько внушительных льготных кредитов и субсидий. В результате удастся ввести в эксплуатацию самые долгожданные объекты: объездную дорогу вокруг Иркутска, отремонтированный участок федеральной трассы «М-53» в Усолье-Сибирском, мосты и путепроводы на севере области. Впрочем, и на следующий год дорожники региона ставят не менее грандиозные задачи.
Иркутским дорогам - приоритет
По словам министра строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Руслана Болотова, в текущем году впервые за несколько лет в региональной казне нашлись деньги на проведение ремонта дорог - почти 100 млн руб. (в том числе на восстановление дорожного покрытия и мостовых переходов, пострадавших во время паводкового сезона), а на их содержание пошло даже на 35% больше средств, чем в 2009-м.
- Мы уже выполнили взятые в конце прошлого года обязательства, в том числе по вводу участка автодороги Звёздный - Ния (Усть-Кутский район), нескольких мостовых сооружений с подходами к ним в северных территориях, - сообщил министр.
Впрочем, самое пристальное внимание и максимальное финансирование выпали на долю областного центра. Так, по программе «Дороги Иркутска» для приведения в порядок городских магистралей к юбилею поступило более 560 млн руб. в качестве субсидии. Эта сумма уже «разыграна», а вот ещё свыше 470 млн кредитных ресурсов всё ещё ждут своего часа: их город получит после того, как мэрия представит проектно-сметную документацию и будут проведены конкурсы. Неменьшая федеральная поддержка обрушится на город и в 2011-м – порядка миллиарда рублей.
- Сроки подготовки к празднованию 350-летия очень сжатые, и мы ощущаем это по темпу работ. Для завершения объектов, входящих в перечень юбилейных строек, потребуются немалые усилия строительного и дорожного комплексов. Обычно к юбилеям гораздо дольше готовятся, тому же Ярославлю на это потребовалось лет семь, - отметил министр.
Что касается строительства нового Ангарского моста, то на вторую и третью очереди предусмотрен 621 млн руб., из которых 411 млн - это федеральный бюджетный кредит. Полностью завершить работы по этому объекту предполагается в 2013 году.
Взгляд в будущее
Во многом благодаря столь масштабным вливаниям и правильной постановке задач, в этом году в Приангарье вводятся сразу несколько долгожданных трасс, говорит Руслан Болотов. В частности, 29 октября планируется запустить объездную дорогу вокруг Иркутска, призванную разгрузить транспортный поток в центре города и избавить столицу Восточной Сибири от пробок. Магистраль будет освещаться с применением энергосберегающих технологий, здесь же установят метеостанцию и электрическое табло, сообщающее водителям о скорости их «железных коней». Напомним, обход на федеральной трассе «Байкал» начали строить ещё в 1997 году, но из-за финансовых проблем работы были приостановлены, и только в конце 2007-го подрядчик зашёл на объект. Помимо этого 4 ноября после капремонта предполагается открыть усольский участок автодороги «М-53».
В долгоиграющих планах - обходы вокруг Нижнеудинска и Тулуна, а также ликвидация всех гравийных разрывов на дорогах региона к 2015 году. Подспорьем для этих мероприятий станет долгосрочная целевая программа «Развитие автомобильных дорог общего пользования, находящихся в госсобственности Иркутской области, на 2011-2015 годы», которая утверждена губернатором одной из первой.
Одобрена и программа техперевооружения Дорожной службы Приангарья, в рамках которой впервые за последние 8 лет проведена масштабная закупка техники, которая позволит применять новые технологии, а также существенно удешевит ремонтные работы. В частности, в Иркутске уже появился «Рисайклер» - двадцатитонная немецкая машина, буквально напичканная электроникой. В процессе её работы дорожная одежда разрушается, измельчается, смешивается с цементом и битумом, а в результате получается надёжное однородное основание под новое полотно. В день, по информации гендиректора Дорожной службы Андрея Кайдаша, такая чудо-машина может преобразить до одного километра дорог, в сезон - без малого 150 км. При этом финансовые затраты на 40% ниже, по сравнению с традиционным способом ремонта.
Языком цифр:
- 12,5 тыс. км - протяжённость областных дорог, вместе с муниципальными, лесными и технологическими - это более 25 тыс. км;
- более 1,5 млрд руб. вложил в дорожную отрасль региона федеральный бюджет;
- около 3 млрд руб. направлено на содержание, ремонт и строительство федеральных трасс, проходящих по территории Иркутской области.