Иркутск, 25 октября – АиФ-ВС. Потому что «исправный», значит с подходящим и вовремя заменённым маслом в двигателе и трансмиссии, «свежими» свечами зажигания, «бодрым» аккумулятором, хорошо функционирующей топливной системой, исправными тормозами и так далее.
Тем не менее наши действительно суровые климатические условия предъявляют к эксплуатации машины в зимний сезон некоторые особые требования.
Резина
Непременным условием зимней эксплуатации в современных условиях является использование соответствующих шин. Летние или даже «всесезонные» шины категорически не допускаются. Только специальные зимние шины, причём не те, что разработаны для мягких южных зим, а именно «скандинавского» типа, предназначенные для суровых условий с низкими температурами, обилием снега и льда. В крупных городах, как Иркутск, где проводится химическая обработка улиц и на магистральных дорогах, как правило, не образуются ледяные накаты и колея, можно использовать нешипуемые зимние шины, называемые также фрикционными или в народе - «липучками». Но если условия эксплуатации выходят далеко за рамки крупных городов, предпочтительно использовать шипованные шины - только они обеспечивают наилучшее сцепление колёс на голом льду. При этом на заднем стекле нужно установить специальный значок «Ш», который будет предупреждать едущих следом за вами о более коротком тормозном пути.
Теплосбережение
Актуальной темой становится дополнительное утепление двигателя, для чего обычно закрывают моторный отсек сверху и перед радиатором. Дело нужное, поскольку это способствует стабильному температурному режиму во время движения и сохранению тепла во время остановки.
Главное здесь - соблюсти пожарную безопасность, то есть не класть на двигатель огнеопасные материалы, а также не переборщить с самим утеплением, особенно во фронтальной части двигателя. Ведь доступ воздуха к системе охлаждения нужен и зимой, и если не будет его циркуляции, то перегреть мотор в условиях нынешних пробок легко и в морозный денёк. Сейчас в продаже появились специальные «покрывала» под капот. Они хорошо удерживают тепло и при этом сделаны из огнестойкого материала, который не боится прикасания даже к раскалённому выпускному коллектору или корпусу турбины.
Кроме того, очень полезно установить предпусковой подогреватель двигателя, который «врезается» в систему охлаждения и греет остывший после стоянки мотор непосредственно через его систему охлаждения. Тем самым двигатель избежит экстремальных нагрузок (до 80% его износа приходится как раз на режимы холодного пуска и прогрева), экосреда не получит лишних токсичных выбросов, а главное, сохранятся собственное здоровье, время и кошелёк.
Такие устройства бывают электрические и топливные. Первые - из числа более простых и широкодоступных по ценам, однако их главный недостаток - это зависимость от бытовой электросети 220 вольт. То есть задействовать их можно далеко не во всех условиях.
В этом смысле лучше топливные (или жидкостные) подогреватели, которые «питаются» из штатного бака и являются полностью автономными. Главный же их недостаток - очень высокая цена. Например, базовый комплект немецкого подогревателя Webasto обойдётся минимум в 33 тысячи рублей, плюс тысяч восемь за установку. Кроме того, такие подогреватели крайне требовательны к состоянию аккумулятора, энергию которого используют во время своей работы.
Смазка и спецжидкости
Практически все товарные масла сегодня являются всесезонными, однако температурный диапазон использования, согласно классу вязкости SAE, у всех разный, и далеко не все подойдут для нашей сибирской зимы. Лучше всего использовать синтетические моторные масла с «зимним» классом вязкости 5W- или 0W-, которые способны сохранять текучесть при температурах до минус 30-35 и ниже градусов. Масла класса 10W- и тем более 15W- дешевле, однако уже при морозе 20 и 15 градусов соответственно могут возникнуть проблемы при запуске двигателя. Для механических агрегатов трансмиссии («ручные» коробки передач, раздаточные коробки, редукторы мостов) необходимо использовать масла класса вязкости 75W-. Жидкости для автоматических коробок изначально являются маловязкими с низкозамерзающими характеристиками.
Система охлаждения должна быть заправлена антифризом с началом кристаллизации хотя бы при минус 35 градусах (проверить можно экспресс-прибором на специализированных СТО). Особенно важно это выяснить, если летом в систему охлаждения добавлялась вода. При заправке свежей охлаждающей жидкости с использованием антифриза-концентрата нужно строго руководствоваться таблицей на канистре, где указаны пропорции смешивания с водой для достижения определённой температуры «замерзания». В чистом виде концентраты применять нельзя.