192

«С соцсетями в глазах». Об опасности использования гаджетов за рулем

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. «АиФ в Восточной Сибири» 26/08/2020

В Иркутской области стартовала федеральная профилактическая программа «Внимание на дорогу». Её запускают всего в 15 регионах страны - там, где по итогам 2019 года произошло больше всего ДТП с летальным исходом.

В Приангарье было зарегистрировано 3287 аварий, из них треть - это наезды на пешеходов, 87 пешеходов скончались. Абсолютное большинство ДТП (2947) произошло по вине водителей. На дорогах региона погибли 360 человек, в том числе 17 детей.

В этом году мы уже не в анти-лидерах - статистику поправил коронавирус: во время режима самоизоляции дороги заметно опустели, аварий стало меньше на 19,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

- Именно март, апрель, май дали серьёзное снижение по ДТП. За 6 месяцев в регионе произошло 1174 аварии, в которых погибло 113 человек (снижение на 23,1%), в том числе трое детей, - рассказал и.о.заместителя начальника Управления ГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области Алексей Уваров.

Но самоизоляция сыграла и злую шутку. Многие водители длительное время не садились за руль и подзабыли важные навыки: как правильно реагировать на экстренные ситуации, как внимательно следить за дорогой. Пешеходы тоже расслабились, так как движение в городах было не таким интенсивным, как обычно. А впереди сентябрь, когда на дороги вернутся школьники, студенты, отпускники...

И мы, и машины уже не те

Между тем представитель экспертного центра «Движение без опасности» Елена Беллис считает, что положительную статистику ДТП одной только самоизоляцией объяснять неправильно, не последнюю роль в этом процессе играет профилактика.

- Сегодня изменилось качество автомобиля, - отмечает эксперт. - Сейчас он имеет другие скорости, другую динамику, другую мощность по сравнению с периодом 10-20 лет назад. И это стало учитываться в профилактике дорожно-транспортных происшествий. Не только машина стала быстрее, мы сами стали быстрее и мобильнее. Вспомните, могли бы мы ещё в 2000 году представить, что, находясь в лесу за 100 километров от города, мы сможем звонить по сотовому телефону? Нет. А сейчас это норма, и для нас стало страшно пропустить звонок, сообщение, выпасть из информационного поля. Мы живём с трубкой в руке, с соцсетями в глазах. Поэтому отвлечение внимания водителей и пешеходов на дороге стало одним из ключевых факторов риска ДТП, в том числе с тяжёлыми последствиями. Сегодня профилактика безопасности дорожного движения учитывает текущую действительность, и это приносит свои результаты.

Просмотр соцсетей и мессенджеров во время вождения, пожалуй, главная «болезнь» современных автовладельцев. Многие уверены, что отвлечься на одну-две секунды от дороги вовсе не страшно, но только за одну секунду автомобиль на скорости 60 километров в час проезжает 16,5 метра! Управление автомобилем и одно-временное написание сообщений в шесть раз опаснее, чем вождение в состоянии опьянения - и это не просто слова, а научные выкладки.

По данным ВОЗ, разговоры по мобильному телефону во время вождения повышают риск попадания в ДТП примерно в четыре раза. Использование мобильной гарнитуры при этом не снижает риска, а если водитель пишет или читает смс-сообщения, опасность совершить аварию возрастает более чем в 20(!) раз.

- Регламентировать использование электронных устройств во время движения очень сложно. Например, как определить, чем пользуется водитель в данный момент - навигатором или в социальных сетях сидит? - рассуждает Елена Беллис. - Есть вещи, которые невозможно ограничить законодательно. Это нужно определять не запретами, не через закон. Это должна диктовать культура поведения на дороге. Культура должна говорить водителю, пешеходу, пассажиру: не отвлекай и не отвлекайся, у человека даже в мыслях не должно быть, что во время движения он может обращать своё внимание на что-то ещё, кроме проезжей части.

За самокаты и скейты возьмутся

С пешеходами та же беда: они переходят дорогу либо уткнувшись в телефон, либо слушая музыку в наушниках, особенно это касается детей и молодых людей.

 

- Использовать наушники любым участникам движения, будь то пешеход, водитель или велосипедист, вообще нужно запретить законодательно и строго наказывать за нарушение, - уверена иркутянка Светлана Янченко, мать и бабушка. Будут ли внесены изменения в Правила дорожного движения в этом вопросе, говорить пока рано. А вот законодательные инициативы, касающиеся так называемых средств индивидуальной мобильности (это любые устройства для передвижения, у которых есть хотя бы одно колесо: роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколёса и прочее), в скором времени примут форму закона. Пока в ПДД нет ни одного пункта, который бы регламентировал перемещение на этих механизмах. Между тем все мы не раз видели, как порой чудят ребята на самокатах и скейтах. Сейчас главный спор - оставить средства индивидуальной мобильности на тротуарах либо разрешить им передвигаться по дороге наравне с велосипедистами.

- Сегодня они пешеходы. Но если в мегаполисах, где тротуары широкие, можно легко разъехаться с прохожими, то в небольших городах с историческим центром, как в Иркутске, с узкими пешеходными зонами разъехаться самокату и, например, маме с коляской будет затруднительно. А правила должны учитывать интересы всех участников дорожного движения, - поясняет эксперт.

Справка

В рамках социальной профилактической кампании «Внимание на дорогу» в Иркутской области проведут более 250 мероприятий для пешеходов, водителей, детей, родителей и педагогов. Это будут семинары, тренинги, игры, викторины, квесты. Для каждой целевой аудитории разработали свой комплекс тематических мероприятий, которые будут проходить в абсолютно разных локациях: автошколах, на транспортных предприятиях и АЗС, в торгово-развлекательных центрах, общеобразовательных и оздоровительных учреждениях. Что такое расстояние видимости, почему фокус внимания должен быть исключительно на проезжей части, почему дорога каждая секунда - эту и другую жизненно-важную информацию организаторы акции хотят донести в самой доступной форме для всех участников дорожного движения.

Такие же кампании стартуют в Волгоградской, Смоленской, Рязанской, Ульяновской, Курганской, Амурской, Кемеровской и Новосибирской областях, а также в республиках Калмыкия, Удмуртия, Хабаровском, Красноярском, Алтайском и Приморском краях.

По итогам проекта проведут исследование, насколько кампания оказалась эффективной и на основе этого разработают дальнейшие шаги по профилактике ДТП как на местах в регионах, так и в национальном масштабе.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах